Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Трагедия на «Сенной»: двадцать лет спустя

Двадцать лет назад, 10 июня 1999 года, произошла катастрофа на станции метро «Сенная площадь» – обломился бетонный козырек наземного вестибюля. Тогда погибли семь человек, двенадцать были ранены

К трагедии привели трещины на козырьке. Самое ужасное, что о них знали. Житель одного из домов на Сенной площади, выходящих окнами на вестибюль, трещины увидел, но не сообразил, что делать. Это сейчас
понятно, как следует поступать в таких случаях: сфотографировать, отослать снимки руководству метрополитена, а также в соцсети и в прессу. У очевидца 1990-х не было фотоаппарата... Он позвонил на горячую линию
милиции метрополитена. Там обещали передать сигнал куда следует, но не передали. Наверное, тоже не знали, к кому обращаться. 

А ведь козырек сотрудники метро обследовали на прочность за два месяца до трагедии. Но изучили только снизу, сверху было не подобраться.

КТО ВИНОВАТ? 

Свидетели рассказывали, что перед грохотом слышали треск: это лопнула сдерживающая арматура. 36 лет она продержала на себе 20-тонный бетонный козырек в обстановке постоянной вибрации, перепадов температуры и так далее, а потом не выдержала.

Когда произошло обрушение, виновными назначили строителей и проектировщиков. Станцию метро сдавали в ускоренном темпе, торопясь к 7 ноября, а козырек был временной постройкой. В дальнейшем станцию планировали встроить в здание гостиницы (как на «Площади Александра Невского»). Предполагалось, что несущие стены отеля укрепят в первую очередь те части консоли, которые прилегают к крыше вестибюля. Козырек площадью 130 квадратных метров крепился на балках не менее пяти метров в длину. По законам физики для таких балок должен иметься противовес. Он был, но длина крепежного плеча составляла всего полтора метра.

Александр Трофимов, доцент кафедры железобетонных и каменных конструкций Государственного архитектурно-строительного университета, который хорошо помнит эту историю, рассказал «ПД», что показала экспертиза. «Основная проблема таилась в верхнем покрытии козырька, это самая опасная зона. Под воздействием внешних факторов арматура проржавела, произошло уменьшение ее сечения вследствие
коррозии. Также имела место недостаточность анкеровки (заведение за опору), все вместе и привело к обрушению», – говорит он.

ЧТО ДЕЛАТЬ? 

После трагедии метрополитен срочно предпринял меры, чтобы такого больше не повторилось. Станций с козырьками в 1999 году было 12: козырьки снесли буквально за месяц, а подпорки, которые их поддерживали,
простояли еще несколько лет. На «Василеостровской» их убрали сравнительно недавно. А на «Горьковской» и вовсе перестроили вестибюль. «Сегодня все сооружения в рабочем состоянии и опасности не представляют, – рассказывает пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель. – Как только появляется сигнал об опасности, станцию закрывают. Так было, например, с «Гостиным Двором», который закрывали и экстренно ремонтировали из-за протечек в наклонном ходе. Так происходит на «Академической», которую не должны были ставить на ремонт, но обследование показало: станцию пора закрывать – и срочно».

Регламенты теперь изменились, и о безопасности пассажиров действительно думают. Недаром оперативно сняли плохо установленную плитку на «Беговой». Правда, пример этой станции говорит, что спешить со сдачей у нас не перестали.

Закрыть