Большие поганки пользуются услугами чаек-охранников для борьбы с кровожадными воронами
Орнитологи Санкт-Петербургского государственного университета Эльмира Зайнагутдинова и Юрий Михайлов выяснили любопытные особенности гнездования чомг – птиц, также известных как большие поганки. Ученые наблюдали за пернатыми, гнездящимися на территории заказника «Северное побережье Невской губы». Наблюдение заняло около двух месяцев. Чтобы подобраться к объекту исследования поближе, ученым пришлось пробираться по тростниковым зарослям по пояс в воде. Птицы реагируют на человека как на источник опасности, поэтому действовать пришлось очень осторожно и быстро.
«Большими поганками чомг прозвали охотники, эти птицы питаются рыбой, поэтому их мясо противное на вкус», – говорят специалисты.
Опасные связи
Как показало наблюдение, часть чомг приложила усилия и научилась изменять сроки инкубации яиц, чтобы выращивать птенцов одновременно с озерными чайками и черными крачками. Напрягаются пернатые не из солидарности к чайкам, а в силу суровой необходимости. Большие поганки идут на хитрость, используя соседей в качестве охраны для своих гнезд. Расчет прост: агрессивные чайки, защищая свой молодняк, прикроют и скромных чомг, уступающих в силе коварным серым воронам. Сами чайки вроде не против, а может, и вовсе не замечают новых соседей. Ученые утверждают, что для чаек соседство с чомгами не несет никаких позитивных или негативных последствий.
«Чайки умеют атаковать в полете, что является бесспорным преимуществом. В частности, они могут атаковать ворон, главных противников больших поганок. Чомги так летать не умеют и потому не могут эффективно защищать свои гнезда», – поясняет автор исследования, кандидат биологических наук Эльмира Зайнагутдинова.
Она также отметила, что птицы других отрядов тоже пользуются подобной тактикой. Например, гуси и утки с удовольствием пользуются услугами охраны грозных чаек, устраивая гнезда по соседству. Более того, нередко они гнездятся рядом с соколами и совами.
«Бывает, что соколы не охотятся на гнездящихся рядом гусей и уток, потому что инстинкт заставляет их охотиться на больших расстояниях от гнезда. С другой стороны, жизнь в гостях у хищников не лишена риска. Настроение хищников может меняться от экологической ситуации вокруг, – рассказывает Эльмира. – Если в округе много пищи для хищных птиц, то они не охотятся на крупных птиц, предпочитая им, например, леммингов. По крайней мере, так происходит взаимодействие гусей с совами в Арктике».
Раньше срока
Кроме серой вороны опасность для чомг представляют: орлан белохвост, лисы, норки. Впрочем, в наших краях чомги в основном гнездятся на воде и опасаются только атаки сверху.
Обычно чомги, гнездящиеся на мелководье Невской губы, обустраивают гнезда либо в зарослях тростника, куда довольно сложно пробраться хищникам, либо на открытой воде. Серые вороны спят и видят, как разорить гнезда чомг, и последние вынуждены хитрить.
Эльмира Зайнагутдинова обратила внимание, что чомги, живущие возле чаек, начинают гнездиться существенно раньше, чем в тростниковых зарослях. Инкубация всех трех видов в двух соседних исследуемых колониях началась в один и тот же день – 27 мая. Это позволило чомгам гнездиться под покровительством, а значит – защищать гнезда от хищников так же эффективно, как и в зарослях тростника. Поганки синхронизировались с чайками, начав высиживать потомство раньше срока, чтобы обеспечить безопасность гнезд до того, как чайки покинут выбранную территорию.
Сегодня этих симпатичных птиц с черными хохолками и рыжими воротничками можно встретить в прудах и озерах практически по всей Евразии, Австралии и Новой Зеландии, даже местами в Африке.
Чомги строят свои плавучие гнезда прямо на воде и сломанном тростнике. Приносят в гнезда дополнительные стебли тростника и крупные водные растения. Таким гнездам не грозят последствиями изменения уровня воды.
«Подобные исследования помогают определить, как животные адаптируются к изменениям среды обитания и влиянию человека на окружающую среду. В том числе Финский залив подвержен антропогенному воздействию, строятся инфраструктурные объекты, намываются новые территории, для судов углубляются фарватеры и т. п.», – говорит автор исследования.
Эльмира Зайнагутдинова добавила, что численность чомг стабильна, но есть другие виды, где все не так хорошо. Например, воздействие человека оказывает прямое влияние на мигрирующих через Финский залив лебедей, их численность падает. Между тем птицы могут служить показателем состояния водных экосистем региона.
Научная статья про чомг вошла в свежий номер журнала Biological Communications, который также рассказывает о том, как ползают летучие мыши, как устроена мускулатура червей, почему токсичны некоторые морские губки, как переизбыток цинка влияет на почву и т. п. Журнал Biological Communications – это обновленный «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3. Биология», издаваемый на русском языке с 1946 года. В мае 2017 года он превратился в англоязычный журнал широкого профиля в области биологических наук, главная цель которого – рассказывать о лучших достижениях российской биологии.