Виталий Милонов предложил депортировать тех, кто продает алкоголь подросткам
Первый заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева заявила на Петербургском международном экономическом форуме, что министерство в очередной раз рассматривает повышение «порога детства». Если детьми в России будут считаться граждане до 21 года, это существенно скажется на здоровье нации, потому что этим детям запрещено будет продавать табак и алкоголь. Похожий порядок ввели при Горбачеве в 1985 году, и тогда молодежь возмущалась, что служить в армии, в том числе воевать в Афганистане, требуют с 18 лет, а покупать горячительные напитки – только с 21 года. В 1990-е годы эту «несправедливость» ликвидировали, снизив разрешительный возраст на 3 года.
Ранее инициативу Минздрава косвенно поддержала антимонопольная служба, заявив, что конкуренция от такого порядка ущерба не понесет.
Отметим, что в Люксембурге, Греции, Албании, Кыргызстане, а также в некоторых африканских странах алкоголь можно продавать даже дошкольникам. Многие страны, например Германия и Бельгия, разграничивают легкий и крепкий алкоголь, ставя возрастные рамки, соответственно, в 16 и в 18 лет. Грузия, Дания, Италия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Португалия разрешают пить любые напитки с 16 лет, но в большинстве стран порог – 18 лет, а в Скандинавии (помимо Дании) и Японии – даже с 20 лет. США, Египет и Казахстан установили границу в 21 год.
Конституция РФ указывает, что россиянин может самостоятельно осуществлять все свои права после достижения 18-летнего возраста, и обойти эту статью возможно, только если менять Конституцию.
Гораздо важнее, говорят юристы, следить за тем, чтобы исполнялся хотя бы тот закон, который действует сейчас. А у нас маленькие магазины (где нет видеокамер) продают алкоголь подросткам, тем же грешат «добренькие» дяди из числа таксистов, курьеров и просто прохожих.
«Я давно предлагал ввести для них алкогольную ответственность, – отметил депутат Госдумы Виталий Милонов. – До 7 лет плюс депортация, если эти продавцы – не российские граждане. Потому что продажа алкоголя – это такое же причинение тяжкого вреда здоровью, как удар палкой. Даже хуже, потому что удар палкой не вызывает зависимости».
Парламентарий добавил, что считает логичным повысить возраст употребления табака и пива с вином до 21 года, а крепких напитков – до 25 лет.
Зато наркологи отметили, что, «с биологической точки зрения, лучше начинать позже – лет с 20, но с социальной эта схема не сработает, ибо попросту расцветет бизнес посредников. И вообще, все зависит от социума, от семьи», – такое заключение дал «ПД» главный нарколог Ленинградской области Евгений Крупицкий.
Добавим, что глава Минздрава Вероника Скворцова была готова продлить период детства и до 21 года, поскольку именно в этом возрасте становятся совершеннолетними граждане некоторых (не самых развитых) стран, вроде Чада и Кувейта. Министр, конечно, имела в виду, что продолжительность жизни растет, продлевается и период активной жизни (зрелости), а значит, будет логично приподнять и возраст детства.
Российские психологи разделяют возраст детства и юношества, окончание второго они определяют 20 годами для девушек и 21 годом для юношей. Российские законы, кстати, позволяют любому ребенку стать совершеннолетним (эмансипироваться) в возрасте 16 лет, самостоятельно распоряжаться своими доходами и нести ответственность. Но садиться за руль и покупать алкоголь он не сможет все равно. Но этим правом, конечно, почти никто не пользуется. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию: тридцатилетних «детей», находящихся на иждивении у стареющих родителей или своих же братьев, которым не повезло со здоровьем, но повезло с инвалидной пенсией.
«Знаю такую семью, – поведала нам психолог Марина Самойленко, – три брата живут за счет четвертого, инвалида. И ничего не изменится, потому что у нас этот инфантилизм культивируют. Родители рожают и растят великовозрастных "детей", а власти, вместо того чтобы ввести статью за тунеядство, всерьез собираются продлевать возраст детства и, наверное, когда-нибудь продлят до самой пенсии. Сейчас 80% выпускников школ не знают, куда они хотят пойти учиться. Родители им оплачивают обучение в вузе, и безделье продолжается. В бедных семьях дети вырастают гораздо более целеустремленные, но им в вузы уже не поступить».