Яндекс.Метрика
  • Георгий Ковалевский

Олег Каравайчук: полчаса с гением

Критик и искусствовед рассказал «ПД» о неделе Олега Каравайчука в рамках «Поющих мостов»

В ночь на 8 июня в рамках проекта «Поющие мосты» начинается неделя музыки Олега Каравайчука, день памяти которого мы отмечаем 13 июня. Творчество композитора в чем-то очень созвучно событию – разведению Дворцового моста под симфоническую музыку. Возможно, потому, что оно, как и с легкостью взмывающие в белую ночь пролеты моста, рождает впечатления, находящиеся на неуловимой грани реальности и мечты.

Пианист, композитор, импровизатор Олег Каравайчук – особое явление в музыкальной культуре. О его концертах и экстравагантном поведении сложились легенды, а искренние почитатели его таланта спорят с теми, кто считает значение музыканта слишком преувеличенным.

В гуманитарной науке существует понятие «устная традиция», применяемое обычно к тому, что принято называть фольклором. По странному стечению обстоятельств фигуру Олега Николаевича Каравайчука, несмотря на полученное им высшее музыкальное образование, тоже отчасти можно отнести к этой самой «устной традиции». Творимый им художественный мир не имеет окончательного выражения, Каравайчук отказался записывать на нотной бумаге рождающиеся образы, предпочитая все время отпускать их в колодец уходящего времени.

Музыка Каравайчука живописна, в ней можно узнать знакомые образы, мелодии, но они всегда выступают как средство для создания более грандиозной картины.

Возникающие в композициях «тени прошлого» являются ступенями ракеты, задача которых – вывести слушателя из зоны действия земного притяжения. Импровизации Каравайчука – жесткие, колючие, неудобные для слуха – то препятствие, через которое предстоит продраться внимательному слушателю. За этими слуховыми неудобствами кроется и вызов современной культуре, погрязшей в «гламуре», и барьер, ограждающий «святая святых» музыки Каравайчука, невесомость и неподчинение законам физики.

В начале XIX века великий романтик Гофман одним из первых поставил вопрос о «неудобности» истинного творца и о нарушении им общепринятых норм. Его «безумный капельмейстер» Йоганнес Крейслер сеет страх и ужас среди добропорядочных бюргеров и одновременно наполняет восторгом благородные сердца. Олег Каравайчук в определенной мере – Йоганнес Крейслер наших дней, даже в самом его облике есть что-то гофмановское.

Георгий Ковалевский – научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения, лектор, музыкальный критик.

Фото: «Петербургский дневник»
Закрыть