Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Владимир Мединский: «Выставка «Искусственный интеллект и диалог культур» ставит философские вопросы»

Экспозиция открылась в Главном штабе Эрмитажа
Фото: «Петербургский дневник»

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». Экспозиция организована Государственным Эрмитажем и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Она стала частью культурной программы Петербургского международного экономического форума.

Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прежде всего заявил, что сейчас настало время для разговора о роли искусственного интеллекта в развитии новых направлений современного искусства. «Эта выставка – яркий пример того, как современные технологии могут быть гуманизированы», – сказал он.

Михаил Пиотровский отметил, что эта выставка соединяет две исторические миссии Эрмитажа – развитие инноваций в искусстве и продвижение диалога культур. А вот кто выиграет в соревновании между художником и искусственным интеллектом – сказать затруднился.

«Искусственный интеллект может конкурировать с художником, но необязательно он выиграет. Хороший художник выиграет у искусственного интеллекта, а плохой – проиграет», – конкретизировал он.

Еще более трудным оказался вопрос об авторстве работ, представленных в экспозиции. Так, министр культуры РФ Владимир Мединский затруднился в подборе определений.

«Мы стоим на пороге того, что не сможем понять, кто на самом деле является автором этих работ. Как их представить? Художники, коллектив, представители, алгоритмы?» – задал он всем присутствующим риторический вопрос. А потом вспомнил Моцарта, который почти не делал поправок к своим нотным рукописям и отдавал их сразу в типографию.

«Он говорил завистникам, что не знает, как это у него получается. И предполагал, что все это идет у него откуда-то сверху. И, может быть, он даже не является автором», – процитировал он композитора.

Фото: «Петербургский дневник»

Всего на выставке представлены работы 14 художников и творческих коллективов из 10 стран мира. Это позволило генеральному директору Российского Фонда прямых инвестиций Кириллу Дмитриеву отметить, что  выставка позволяет сказать о том, что можно реализовывать совместные проекты не только в экономике, но и в культуре. «Россия таким образом прокладывает еще один «культурный мост со всем миром», – уверен он.

Рассказывать о картинах художественной выставки, особенно такой необычной, как представленная в Эрмитаже, – дело неблагодарное. Скажем только, что она завораживает, интригует и заставляет задуматься. Неслучайно Владимир Мединский заметил, что «эта выставка, первая и самая масштабная» из подобных выставок в Европе, которая организована в музее высшей категории. Она ставит не только просветительские, но и философские вопросы. В том числе о будущем человечества.

Большинство работ, вошедших в экспозицию, являются результатом обработки обширных баз данных с помощью технологий искусственного интеллекта.

Например, художница Лулуа Аль-Хамуд из Саудовской Аравии создает на основе арабского алфавита абстрактную графическую форму нового языка, который претендует на то, чтобы стать универсальным средством общения.

Инсталляция итальянца Давиде Квайолы представляет собой «взгляд» искусственного интеллекта на картины классиков импрессионизма, а Рефик Анадол из Турции в работе «Машинные галлюцинации» анализирует 100 тысяч фотографических воспоминаний об архитектуре.

Константин Новоселов, Нобелевский лауреат по физике 2010 года за открытие сверхтонкого материала графена, в своей инсталляции исследует пределы возможностей машинного обучения, проводя параллели с произведениями, созданными с помощью человеческого интеллекта. А знаменитый китайский художник Сунь Сюнь в своей видеоинсталляции «Шпион времени» пытается осмыслить само понятие времени.

Отметим, что современное искусство, основанное на технологиях искусственного интеллекта, получило признание после продажи картины «Портрет Эдмона де Белами», созданной французской арт-группой Obvious, на аукционе Christie’s 25 октября 2018 года, за 432,5 тыс. долларов.

Художники и программисты, входящие в состав группы Obvious, использовали разработанные в 2014 году генеративно-состязательные сети (англ. - generative-adversarial networks, GAN), отличительной особенностью которых является одновременная работа двух алгоритмов, один из которых создает изображения, а второй их критически осмысливает и отсеивает неудачные.

Принцип работы генеративно-состязательных сетей приблизил искусственный интеллект к человеческому, наделив его способностью к воображению и критическому осмыслению полученной информации.

Закрыть