Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

В районных судах Петербурга присяжные пока не стали популярны

Ровно год назад в России вступили в силу принципиальные поправки в УПК РФ
Фото: «Петербургский дневник»

Ровно год назад вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, расширившие географию судов присяжных, в частности, на районные и гарнизонные военные суды. За это время, как сообщили «Петербургскому дневнику» в Объединенной пресс-службе судов СПб, в Северной столице лишь по пяти уголовным делам обвиняемыми было заявлено ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных. Речь, разумеется, только о районных и гарнизонных военных судах.

Еще одной новеллой, вступившей в силу год назад, стало сокращение численности членов основной коллегии. Так, в судах субъектов, где дела с присяжными слушаются более четверти века, право вершить правосудие с 1 января 2018 года получают 8 человек вместо прежних 12. Для судов «рангом» ниже определили численность коллегии в 6 человек. Накануне вступления поправок в силу в Петербурге были сформированы на 4 года списки кандидатов в присяжные для районных и гарнизонных военных судов, в которые методом случайной выборки были отобраны 148 250 человек.

Кто, за что и почему?

Вердиктом в «судах-новичках» успело закончиться рассмотрение лишь одного уголовного дела. «Премьерный» процесс стартовал в июле прошлого года. Ажитации среди кандидатов в присяжные он не вызвал: из 500 приглашенных в суд на отбор явились только 19 человек. Коллегию смогли сформировать за два заседания.

В конце января 2019 года присяжные, с чьим участием Калининский районный суд рассматривал дело об убийстве, признали доказанной вину Михаила Черных в совершении этого преступления. В снисхождении коллегия большинством голосов ему отказала. На основании обвинительного вердикта уже и суд признал мужчину виновным в том, что в феврале 2018 года тот, будучи в пьяном безобразии, два раза из личной неприязни пырнул знакомого ножом и нанес 25 ударов тупым предметом, от чего тот скончался на месте. Защитная позиция фигуранта не выдерживала никакой критики. Итог – 8 лет колонии строгого режима.

Еще четыре уголовных дела находятся на стадии рассмотрения. Так, в Кировском районном суде с участием присяжных слушается две криминальных истории о попытке наркосбыта в особо крупном размере. По одному из дел проходят двое граждан Казахстана, братья-двойняшки, у которых было обнаружено и изъято около 1300 плиток гашиша и более 6 граммов МДМА. На следствии родственники играли в молчанку, а теперь, не исключено, будут предсказуемо убеждать присяжных, что обнаруженные у них наркотические залежи им подбросили.

В Невском районном суде присяжные слушают историю об убийстве. Краткое содержание стартовавшего в феврале этого года сериала: в середине апреля 2018-го гражданин Узбекистана 1990 года рождения порешил свою подругу и скрылся. Задержали его спустя почти полгода.

«По версии следствия, подозреваемый в квартире, расположенной на 16-м этаже одного из домов по улице Латышских стрелков, в ходе ссоры со своей знакомой 1995 года рождения нанес ей несколько ударов руками по голове, после чего выбросил ее в окно», – сообщали в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу после задержания иностранца.

В 224-м гарнизонном военном суде первый в истории процесс с присяжными только предстоит. «Первопроходцем» стал некий Сергей Семенов, обвиняемый в хулиганстве, умышленном причинении легкого вреда здоровью и убийстве. Здесь отбор еще только предстоит 24 июня.

Дел с участием присяжных в районных судах за этот период могло быть как минимум на одно больше. Как сообщил наш источник в следственных органах, в начале весны должна была состояться «премьера» в Московском районном суде. Однако в самый последний момент обвиняемый все же решил ввериться в руки профессионального судьи с расчетом на снисхождение, вероятно поняв, что шансы на то, что все шестеро присяжных окажутся идиотами и «увидят» в нескольких десятках ударов ножом не убийство, а превышение самообороны, не так велики. А именно такую защитную версию он и планировал им представлять.

Прогнозы и мнения

Одной из возможных трудностей, с которыми придется столкнуться «судам-новичкам» с расширением географии присяжных, эксперты полагали сложности отбора коллегий. В Петербурге пока особых проблем с этим нет. Даже при низкой явке по приглашениям, как сообщили в Объединенной пресс-службе судов СПб, коллегию удается сформировать за одно-два заседания. Осложнения виделись и в недостаточной подготовке сторон к участию в весьма специфичных процессах.

«Хотя гособвинители дополнительно обучались, в первое время вероятны сложности. Здесь ведь мало знания Уголовно-процессуального кодекса – нужен опыт работы с присяжными, а с ними могут работать не все прокуроры, да и адвокаты тоже», – поясняла ровно год назад «Петербургскому дневнику» старший прокурор отдела государственных обвинителей Уголовно-судебного управления прокуратуры Санкт-Петербурга Наталия Цепкало.

Похоже, эти опасения оказались ненапрасны. Во всяком случае, пока в районных судах в делах с присяжными, как правило, участвуют два гособвинителя. Один – из районной прокуратуры, который больше слушает, а не говорит, а второй – давно набивший руку в работе с присяжными сотрудник прокуратуры Санкт-Петербурга. Так, например, в Калининском районном суде по делу Михаила Черных сторону обвинения представляли Надежда Мариинская от прокуратуры города и Виктория Зимницкая от района. В Кировский районный суд были «командированы» старшие прокуроры Александр Мельников и Наталия Цепкало.

«Пять процессов с присяжными за год для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, с учетом того, что именно на районные суды приходится основной вал уголовных дел, – это, конечно, очень мало. Слышал, что в некоторых регионах при малом числе рассмотренных с участием присяжных дел все закончились оправдательным приговором. Для стороны защиты, конечно, это очень приятный момент, что, как только дело попадает к присяжным, появляется значительный стимул добиться желаемого ею результата. Почему так редко ходатайствуют о присяжных обвиняемые? Сложно сказать. Возможно, им не очень хорошо разъясняется, что это – суд, который дает высокий шанс на оправдание. Также, видимо, сказывается некая настороженность самих обвиняемых, что суд с участием присяжных – это очень долго и непредсказуемо, даже несмотря на высокий процент оправдательных вердиктов. Не исключаю, что к отказу от ходатайства людей склоняет и обвинение. Ведь есть такое мнение, что, если суд присяжных высказывается в пользу обвинения, тогда такой приговор уж точно будет жестким, потому что назначение наказания находится в руках председательствующего судьи. Если же пойдешь навстречу обвинению, то может быть достигнут какой-то компромисс и суд не накажет строго», – размышляет о причинах непопулярности присяжных вице-президент Адвокатской палаты Ленинградской области Денис Лактионов.