Баловень судьбы Рейнгольд Глиэр
Много ли вы сможете вспомнить городов на планете, которые могут похвастать таким же ярким, выразительным, да и просто изумительно красивым гимном, как Санкт-Петербург?
По традиции большинство музыкальных подборок проекта «Поющие мосты» заканчиваются «Гимном Великому городу» из балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра.
Композитора можно смело назвать баловнем судьбы. Он получил блестящее образование, с золотой медалью окончил Московскую консерваторию. Еще до революции Глиэр трижды был удостоен самой престижной премии имени Глинки. В советское время композитор активно занимался просветительской и преподавательской деятельностью, не прекращая творчества. Он настолько погружался в работу, сочиняя свои произведения, что не мог от нее оторваться. Во время войны, когда при налетах вражеской авиации все бежали в бомбоубежище, он всегда оставался дома, продолжая работать. Глиэр был удостоен множества престижных советских наград, в 1939-1948 годах возглавлял Союз советских композиторов. При этом современники характеризуют его как доброго, светлого человека, всегда спешившего на помощь и убежденного, что именно красота спасет мир. В музыке композитор считал главным мелодию, идущую от самого сердца.
Премьера балета «Медный всадник» состоялась в 1949 году. Музыка, звучащая в финале, так и названная «Гимн Великому городу», практически сразу стала восприниматься гимном Ленинграда.
И если в концертной практике гимн исполнялся с широко известным текстом А. Фатьянова, то на официальных мероприятиях он звучал в оркестровом изложении вплоть до 2003 года, когда был утвержден новый текст и произведению был придан статус официального символа Санкт-Петербурга.
Трудно не заметить, что сегодня, как много лет назад, музыка «Гимна Великому городу» для многих связана с отправлением экспресса «Красная стрела» с Московского вокзала. Так и мы в проекте «Поющие мосты» прощаемся с вами этими звуками у разведенного Дворцового моста и ждем новых встреч ежедневно в 1:10 до 8 сентября!