Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Петербурге разработали стратегию развития музеев до 2030 года

Эксперты считают, что она станет частью концепции нового закона о культуре

Ведущие музейные специалисты Петербурга подготовили предложения по совершенствованию Стратегии развития музеев в России до 2030 года. Она должна стать частью концепции нового закона о культуре.

«Стратегия – это наш вклад в законодательство о культуре», – считает генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, одобренный на последнем собрании Союза музеев России документ нередко критикуют за излишний популизм. Но он считает, что именно такая позиция наиболее верна, потому что учитывает мнение людей о том, каким бы они хотели видеть музей будущего. «Пытаться создать документ, который удовлетворил бы всех, невозможно, потому что тогда в нем не будет соли. А нам нужно, чтобы в стратегии была соль, и тогда мы испечем правильный хлеб», – уверен Михаил Пиотровский.

Согласен с коллегой и известный археолог, директор Музея Неаполя и Помпеев Стефано Де Каро. «В Италии мы меняем стратегию очень часто – с каждым новым правительством. Получается, что сегодня важно наследие, завтра – сельское хозяйство. Законы, конечно, должны меняться, но не сама база», – отметил он.

«Я от лица департамента Министерства культуры разработку стратегии приветствую», – заявила директор нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова, отметив в то же время, что документ еще нуждается в доработке.

Обыкновенный вандализм

По мнению участников дискуссии, за последнее время в жизни музеев произошло немало позитивного. Внесены поправки в Водный кодекс РФ, которые запрещают свободный доступ на берега водных объектов, если они входят в территорию музеев-заповедников. Многое сделано для облегчения работы музеев в рамках Единого таможенного союза. Получили поддержку частные музеи.

Однако и проблем еще немало. Одна из главных – это участившийся вандализм по отношению к музейным экспонатам.

Начальник отдела правовой работы Третьяковской галереи Юлия Иващук в качестве примера сослалась на эпизод с порчей одной из самых знаменитых картин Ильи Репина – «Иван Грозный и сын его Иван». Тогда приехавший из Воронежской области мужчина разбил стекло металлическим столбиком ограждения, набросился на картину и повредил ее.

Произведение получило серьезные увечья: холст оказался порван в трех местах, от падения стекла пострадала авторская художественная рама. Разрывы были обнаружены и в центральной части работы – на фигуре царевича.

Злоумышленника тут же задержали и возбудили против него дело. Но взявшийся его защищать адвокат воспользовался несовершенством закона и повернул дело так, что вандалу могло бы грозить такое же наказание, как за разбитую витрину.

«Все дело в том, что он нашел лазейку в законе, которая позволила не относить бесценное полотно к особо ценным объектам культурного наследия. В этот раздел включены лишь недвижимые памятники», – пояснила Юлия Иващук.

После долгого разбирательства, к которому подключилось Министерство культуры РФ (суд состоялся только в мае текущего года), вандалу дали 2,5 года. «А если бы его судили по первой части, которая квалифицирует этот поступок как мелкое хулиганство, его могли вообще освободить в зале суда», – прокомментировала Юлия Иващук.

Фото: «Петербургский дневник»

Культурные ценности

Музейщики считают, что необходимо ликвидировать такой правовой вакуум и внести в закон более точное определение понятия «культурная ценность». «Если оно не будет найдено, чиновники продолжат относиться к музейным ценностям, как к товару», – считает Михаил Пиотровский.

Эксперты также настаивают на удалении из документов понятия «услуга» по отношению к музеям. На более активном привлечении в культуру частного бизнеса, который государство должно мотивировать на работу с музеями. На продолжении борьбы за изменения в законе о госзакупках.

«Мы считаем, что закупку предметов для пополнения музейного фонда, особенно когда речь идет о их приобретении на аукционах и решение нужно принять здесь и сейчас, нужно вывести из-под действия 44-го закона. И Министерство культуры готово работать над решением этого вопроса», – сказала Наталья Ромашова.

Возможно, кому-то из потенциальных посетителей такие проблемы покажутся не слишком важными. На самом деле это не так. Например, отсутствие государственных гарантий, когда речь идет о привозе экспонатов из-за рубежа, может грозить тем, что эти шедевры в России не увидят.

«Мы – чуть ли не единственная страна в мире, которая не дает государственных страховых гарантий музеям», – эмоционально заявил Михаил Пиотровский и в качестве примера привел выставку норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка в Третьяковской галерее, гарантии под которую предоставило правительство Голландии.

Подводя итоги, участники музейного сообщества подчеркнули, что стратегия – это живой документ, детали которого будут меняться каждый год. И сейчас главная задача – принять стратегию развития, которая вместе с внесенными в нее предложениями будет отправлена в Министерство культуры РФ.

Наталья Ромашова, директор нормативно-правового департамента Министерства культуры России:

«Если у нас будет стратегия, которая объединит нашу деятельность – как музеев, так и государства, – мы сможем действовать по единому плану. У нас есть и вопросы, и темы для обсуждения проекта, что был представлен музеями. Но многое, что было заложено, будет находить и уже находит отклик в концепции нового закона о культуре». 


Фото: «Петербургский дневник»

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

«Главные задачи стратегии – это сохранение музейного фонда и коллекций, музейное документирование современности, признание научной деятельности как профильной. Борьба за престижность профессии музейного работника, доступность музеев для публики, однозначно предусматривающая ее ответственность». 


Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:

«На путях реализации стратегии важны те люди, что будут ее реализовывать. Однако сегодня трудно искать по-настоящему квалифицированные кадры. И дело тут не в их отсутствии, а в знаниях специфики музейной деятельности и разрыве уровня зарплаты в бизнесе и культуре».