Яндекс.Метрика
  • Юлия Соборницкая

Год назад в Петербурге на воду спустили корабль-музей «Полтава»

Подробнее о строительстве судна «ПД» рассказал Андрей Иванов
Год назад в Петербурге на воду спустили корабль-музей «Полтава» Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

«Приходи на корабль».
 
Андрей родился в Ленинградской области. К морю никакого отношения никогда не имел. После армии пошел работать на стройку и там стал промышленным альпинистом.

«Занимался остеклением, для высотных работ надо было вызвать альпиниста. Я подумал: зачем платить деньги человеку со стороны? Я на эти деньги куплю снаряжение, да еще и заработаю», – рассказывает Андрей.

Параллельно он обучился спортивному скалолазанию, стал им серьезно заниматься, ездил на соревнования.

Когда в Петербурге начался строительно-театральный бум (возводили Новую сцену Александринки и вторую сцену Мариинки), альпинистско-строительный стаж Андрея составлял уже около 6 лет. И однажды он услышал от ребят-коллег: «Приходи к нам корабль строить».

Термины сводили с ума

Всерьез к этим словам Андрей не отнесся: какой еще корабль?! Как оказалось, речь шла о «Полтаве», проект только зарождался.

Через месяц те же самые ребята снова позвали Андрея, надо было помочь с ангаром. Он пришел и, пока работал, влюбился в проект.

«Понравилось все: харизматичные руководители, постоянная динамика – все что-то рубят-пилят, интернациональная команда: «Полтава» объединила ребят из Белоруссии, Украины, Абхазии», – вспоминает наш собеседник.

Самым сложным было разобраться в корабельных терминах.«Все эти футексы, шпангоуты, полубимсы сводили с ума! – смеется мастер. – Но главное для меня – не признаваться в слабости. Интернет в помощь, и уже через неделю я стал понимать через слово, а потом освоил моряцкую лексику».

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Кропотливая работа

Очень быстро Андрей стал бригадиром. Его вклад в строительство корабля-музея велик. Так, он вовремя заметил, что намечается нарушение геометрической конструкции будущего судна, и дефект устранили.

У него были 25-30 человек под началом. И море работы. Работали тщательно. Почти год делали только шпангоуты – брусы в остове судна. По словам Андрея, при Петре Великом было так: дуб отлеживался, сушился, принимал свою окончательную форму.

«У нас такой возможности не было, сейчас дерево сушится по ускоренной технологии. В результате детали из дерева иногда могло «повести», и их приходилось переделывать, – объясняет мастер. – Дерево – это не пластик, материал живой. Дуб распиливаешь, а там частенько всякие сюрпризы: пули и снаряды далеких войн, а один раз попалась даже белка, она в дубе зимовала, набив свое дупло желудями».

Потом началась установка палуб, киля, кормы и обшивка корпуса. Форма корабля серповидная, и все пластины изогнутые, длина каждой – от 6 метров и больше, ширина – 1,2 метра, а толщина – 0,9 метра.

Моряки – каста

Корабль во всей красе строители увидели только в последние месяцы перед спуском на воду. Конечно, это заслуга всех: плотницкого цеха, кузни (болты и гвозди на «Полтаве» делали сами), архивного отдела, дайверов, которые притащили кусок обшивки 300-летнего парусника, подняв его со дна.

Когда «Полтаву» спустили на воду, скупые мужские слезы выступили, наверное, на глазах у всех, кто участвовал в строительстве.

«Проект закончился, но любовь к судам, к морю теперь со мной на всю жизнь. Моряки – это каста. Я даже отучился в парусной школе и успел принять участие в Черноморской регате больших парусников, – рассказывает Андрей. – И когда я, корабельных дел мастер и морской волк, возвращаюсь из морского похода «в суету городов», к работе и любимой семье, я оглядываюсь назад и думаю, что меня как будто вел ко всему этому случай. Но ведь все прекрасно знают, что случайностей не бывает!» 

СПРАВКА:
«Полтава» – первый линейный корабль Балтийского флота. Назвали его в честь победы русских войск в Полтавской битве. Корабль построили на Адмиралтейских верфях и спустили на воду в 1712 году. В проектировании и строительстве корабля принимал участие Петр Первый. Руководил строительством корабельных дел мастер Федосей Скляев.

«Полтава» – вторая реплика корабля Петровской эпохи после фрегата «Штандарт», построенного в Петербурге двадцать лет назад группой энтузиастов. Строители сегодняшней «Полтавы» использовали их опыт, а город получил новый памятник своей морской истории, который интересен и петербуржцам, и туристам, Василий Алексеев, инженер-кораблестроитель,