Яндекс.Метрика
  • Николай Радецкий, музыкальный куратор проекта «Поющие мосты»

Парадокс первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского

Под звучание этой столь знакомой и все же необычной музыки будет разводиться Дворцовый мост на первой неделе четвертого сезона проекта «Поющие мосты»
Фото: wikipedia.org

Проекту «Поющие мосты» исполняется четыре года. И уже с первого сезона, по мнению горожан и гостей города, он стал одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.

Однако и у самого проекта есть визитная карточка. Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского — именно этими звуками началась история «Поющих мостов». 

Первый концерт — не совсем обычное для Чайковского произведение. Исторический парадокс в том, что Петр Ильич, который вовсе не стремился к первенству в чем-либо, пишет концерт для фортепиано с оркестром, который становится первым не только в списке сочинений, но и в истории русской музыки. Справедливости ради уточним, что имеется в виду первый художественно яркий образец жанра.

Но все же, как складывалась судьба произведения?

В ноябре 1874 года Чайковский пишет брату Анатолию: «Я теперь весь погружен в сочинение фортепианного концерта. Хочу непременно, чтоб Рубинштейн в своем концерте сыграл его; дело идет очень туго и плохо дается». В декабре того же года Чайковский заканчивает концерт, и показывает его пианисту. В письме Надежде фон Мекк он так описывает эту сцену: «Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить».

Спустя время обида забудется. Николай Рубинштейн тоже изменит отношение к концерту и не раз обратится к нему и как пианист, и как дирижер. Но пока мысль о посвящении сочинения Рубинштейну была отвергнута. На первой рукописной странице партитуры хорошо читается: «Посвящается Сергею Ивановичу Танееву». Однако мировая премьера была сыграна немецким пианистом Гансом фон Бюловым в Бостоне, в октябре 1875 года. В нотах уже стояло посвящение фон Бюлову. Публика приняла сочинение с восторгом.

С.И. Танеев все же сыграл московскую премьеру в ноябре 1875 г. Исполнение очень порадовало Чайковского.

Концерт неоднократно звучал во время гастролей Чайковского по США в 1891 году, в том числе в честь открытия Карнеги-Холла в Нью-Йорке, 9 мая.

В XX веке Первый концерт вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. С 1958 года это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международных конкурсов имени П.И. Чайковского.

Еще совсем недавно трудно было встретить гражданина нашей Родины, который бы не узнал музыку Первого концерта Чайковского. Многим известно, что третья часть концерта — это веснянка «Выйди, выйди, Иваньку». Но тема главной партии самой известной первой части считается авторской. Вот что пишет сам Чайковский: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента — лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет.

Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта».

Итак, именно под звучание этой столь знакомой и все же необычной музыки будет разводиться Дворцовый мост на первой неделе четвертого сезона проекта «Поющие мосты». Музыкальная программа будет меняться еженедельно, в ночь на субботу. Приглашаем всех читателей в 1:10 к Дворцовому мосту за впечатлениями!

Закрыть