Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Бутылочку не выбрасывайте: эксперты оценили идею сдачи стеклотары в магазины

Инициативу выдвинул Дмитрий Медведев

Известие о возможном внедрении в России пунктов приема бутылочной тары всколыхнуло всю страну. Экологи увидели здесь новый большой шаг к системе раздельного сбора отходов, лица без определенных занятий – возможность подзаработать, а миллионы бывших советских граждан предались ностальгическим воспоминаниям.

Напомним, что на днях стало известно о поручении, которое премьер-министр Дмитрий Медведев дал трем министерствам: Минприроды, Минпромторгу и Минэкономразвития. Председатель правительства сказал разработать систему обязательного возмездного приема торговыми сетями пластиковой и стеклянной тары. Из списка почему-то выпала алюминиевая тара, но, как говорят экологи, про алюминий у нас и так не забудут, поскольку на нем можно заработать.

Планируется, что в каждом большом магазине должно появиться окно для приема тары (возможно, автоматизированное), а граждане, ее сдающие, будут получать за это деньги.

Участь стеклобоя 

В Советском Союзе сбор стеклотары был важной статьей дохода, особенно для детей и подростков, и стоимость пустой бутылки знали все: 15 копеек стоила молочная (при том, что само содержимое – только 13 копеек), и 20 копеек – лимонадная (сам лимонад – 10 копеек).

Впрочем, опрошенные «Петербургским дневником» эксперты категорически заявили: использовать повторно стеклотару у нас запретили навсегда, ибо это негигиенично и ей все равно уготована участь стеклобоя. В дальнейшем бывшие бутылки пойдут на изготовление непищевого стекла, например станут стеклянной оконной плиткой.

В понедельник представители Ассоциации компаний розничной торговли – она объединяет большинство крупнейших ритейлеров – заявили, что свои пилотные проекты по сбору у людей упаковки и тары они могут запустить уже в этом году. Более подробно эту идею «ПД» обсудил с координатором Гильдии маркетологов Дмитрием Иванюшиным.

«Такая система внедрена в ряде западных стран, но, что греха таить, это небольшие страны. Например, Эстония, – отметил Иванюшин. – Там стекло и прочая тара облагается налогом, который возвращается той организации, которая сдает тару на переработку. Сначала налог платит производитель: он закладывает его в стоимость товара. Потом товар с этой увеличенной стоимостью доходит до конечной точки: магазина розничной торговли. И именно на магазин возлагается ответственность за то, чтобы тара не оказалась на помойке. Что вполне справедливо. Магазин в итоге получает этот налог обратно. Правда, в Эстонии как-то проще унифицировать и бутылки, и ящики под бутылки: там производителей совсем немного».

Выбор из двух 

Сейчас нам, по сути, предлагают выбрать между советской и европейской системами сбора. Советская выстроилась благодаря плановой экономике. Одинаковые заводы производили одинаковую тару. Хотя некоторые бутылки и тогда нигде не брали: с винтовой пробкой, например, или из-под шампанского. Считалось, что ее нельзя отмыть, так как при засовывании туда механического ершика ее может разорвать.

«А европейская система – налоговая. У нас вообще не развито такое понятие, как регулирующий налог, то есть налог, который придуман для того, чтобы производитель выполнял какие-то обязательства перед обществом. Вот и посмотрим, удастся ли его теперь внедрить», – отмечает эксперт.

Работы трех министерств мало, уверена координатор группы «Раздельный сбор» Анна Гаркуша. Требуется еще слегка изменить законы, более четко определить в них систему расширенной ответственности производителя (по сути – тот самый налог, о котором говорил Иванюшин). Сейчас о такой системе имеют понятие только крупные заводы вроде «Кока-Колы» или «Балтики», а какой-нибудь мелкий фермер, привозящий в Петербург молоко в пластиковых бутылях, даже не догадывается, что ему надо как-то заботиться о том, куда денутся потом эти бутылки.

«За рубежом эта расширенная ответственность производителя действует всюду, обеспечивать утилизацию своей продукции обязан каждый завод. У нас она тоже есть, но в очень небольших рамках. Скажем, товаропроизводитель продает салат в одноразовых контейнерах и платит за утилизацию, но не всей партии, а только 10%. Не за тысячу контейнеров, а за сто. Этих денег недостаточно, чтоб запустить систему обратного сбора этих контейнеров в магазинах. Именно производитель должен оплатить эту систему сбора. Если у нас нормально ее не организовать, то затраты на сбор тары внесут в стоимость товара, и заплатим за эту прекрасную идею все мы, а не производитель. Скажем, залог за бутылку составит 7 рублей, а товар подорожает на 18. Семь рублей ты вернешь, когда сдашь бутыль, а 11 – нет. Они пойдут на всю эту логистику: организацию приемного окна или автомата по сбору тары», – полагает Анна Гаркуша.

Автоматика и экономика

Хотя автоматизировать прием тары не так уж сложно: в Финляндии многие видели автоматы с двумя окошками: в одно кидают пустые банки, из другого высыпаются деньги. С бутылками можно организовать то же самое. Это раньше приемщица смотрела придирчиво на бутыли: нет ли трещин и сколов, а сейчас бутылки и банки все равно разобьют. По сути, автомат будет состоять из трех мешков: для белой, зеленой и коричневой тары.

Почему платный сбор бутылок не организован до сих пор? Ведь уже сейчас производители стеклотары жалуются, что им не хватает стеклобоя для вторичного сырья. При производстве стекла на первичной стадии, из песка, тратится очень много электроэнергии, а расплавить бутылку дешевле и проще. Но стекло – настолько дешевый и тяжелый материал, что без дотаций его доставка до покупателя – какого-нибудь пивоваренного завода – становится золотой. А для дотаций надо внедрять уже упомянутую систему расширенной ответственности, она же – регулирующий налог. И возложить ее на тот самый пивной заводик, раз уж с него начинается путешествие бутылки от конвейера до потребителя и далее – до свалки.

Наконец, говорит Анна Гаркуша, существует еще одна проблема, без решения которой платный сбор бутылок у населения обречен на провал. Это налог на доход, которым облагается сейчас любой сбор вторсырья, кроме макулатуры. «Кому-то придется организовывать сбор этих налогов: получил клиент 7 рублей за свою бутылку, пусть заплатит налог 13%, и всю бюрократическую процедуру на себя должно взять то предприятие, которое ему эти деньги заплатило, то есть ритейлер. Как оформлять? Как отчитываться? Об этом пока никто не подумал. И не думайте, что эту проблему удастся быстро решить. У нас отмену НДФЛ на макулатуру пробивали 2 года, а в прошлом году мы написали уже письмо в Минфин с просьбой отменить налог и для остального вторсырья, на что нам сказали: надо подумать. Если б не этот налог, у нас приемные пункты появились бы сами собой без всякого решения сверху», – отмечает эко-активист.

Закрыть