Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Как обезопасить себя от мошенничества, если у вас есть электронная подпись

Советы дает эксперт Росреестра

На днях в столице прогремел скандал: квартира жителя первопрестольной была подарена гражданину Уфы. Переоформление прав происходило с помощью электронной цифровой подписи. Другими словами, без присутствия собственника, который утверждает, что не дарил свою собственность. «ПД» разбирался, насколько безопасен электронный документооборот.

Цифровые подписи прочно вошли в наш обиход. Они используются для различных торгов, получения банковских услуг. С их помощью компании заверяют налоговую отчетность. Также при участии электронных подписей осуществляются сделки с недвижимостью.

Существуют различные модификации электронной цифровой подписи. Например, цифровая подпись для электронных торгов не подойдет для покупки недвижимости и прочего.

Получить цифровую подпись можно только в компаниях, аккредитованных при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Перечень иногда меняется, поэтому подписывая договор на изготовление электронной цифровой подписи предварительно лучше ознакомиться с этим списком и убедиться, что перед вами не жулики. Реестр вывешен в открытом доступе на сайте Министерства.

Непосредственно сама подпись может быть выдана как на внешнем носители - флешке, карте памяти, находиться в интернет-облаке или быть инсталлированной на компьютер. Как и обычные продукты, ЭЦП имеет свой срок годности и цену, в зависимости от параметров и целей. Хотя по стоимости это совсем не сопоставимо с батоном колбасы или булки.

Определенные модификации ЭЦП можно копировать. Хотя законодатель запрещает передавать цифровую подпись другим. Если подпись была размножена, об этом надо сразу сообщить компании, выдавшей подпись. В случае потери подпись можно отозвать, этот процесс чем-то напоминает ситуацию с блокировкой утерянной банковской карты.

Переходя к теме недвижимости, уточним, главными клиентами Росреестра являются банки и нотариусы. Последние, с февраля этого года и вовсе все свидетельства о наследовании недвижимости отправляют на регистрацию в электронном виде. По словам заместителя руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Дмитрия Елькина, все чаще ЭЦП используют частные лица.
Возвращаясь к случаю, произошедшему в первопрестольной, эксперты не только ставят под сомнение возможность подделки электронной цифровой подписи, но и уверяют, что это в принципе невозможно. «Скорей всего, речь идет о мошенничестве, когда злоумышленники завладели персональными данными, подделали договор, и изготовили ЭЦП», - рассуждает Дмитрий Елькин. Он уверен, что злоумышленник будет очень быстро найден.

«Убедиться в подлинности ЭЦП сможет любой айтишник, буквально за пару секунд, равно как и найти изготовителя», - говорит Дмитрий Елькин. Соответственно и сделка будет признана ничтожной.
Эксперт уверен, с каждым годом число пользователей ЭЦП будет только расти. По его словам, в прошлом году только для сделок с недвижимостью в Петербурге ЭЦП использовалась более 60,7 тысячи раз, хотя в 2017 году этот показатель находился на уровне – 35,8 тысячи, а в 2016 году и вовсе 18 тысяч.

Людям старшего поколения или не доверяющим новым технологиям Дмитрий Елькин советует обратиться в Росреестр с заявлением, в котором надо запретить осуществление любых сделок с недвижимостью без присутствия собственника. «Одно заявление подается на один объект» - говорит эксперт. Подать и отозвать такое заявление можно в любом МФЦ неограниченное количество раз. Однако надо понимать, если Россреестр принял такое заявление, осуществлять операции с недвижимостью по доверенности уже невозможно, так как нотариусы работают только с ЭЦП.

Однако среди плюсов нашлось место и минусам. Чтобы проверить наличие электронной подписи у гражданина, придется побегать. Потому как единого реестра ЭЦП в стране не существует. «Слышал, что идея создания единой базы данных обсуждается в правительстве, равно как и выдача ЭЦП при получении паспорта» - говорит Дмитрий Елькин. По словам эксперта, это было бы правильно, чтобы подписи выдавались только госорганам и на более долгий срок.

«Это можно сказать и о компаниях. Например, предприниматель встает на учет в налоговую и ему вместе с другими документами выдают электронную подпись», - добавляет эксперт. Однако Дмитрий Елькин уверен, что люди не должны бояться использовать ЭЦП, но подходить к ней они должны крайне ответственно.