Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Госдума откроет двери реанимации для родственников

Сегодня Госдума должна рассмотреть в третьем, окончательном чтении законопроект о праве родственников посещать больных в реанимации. Врачи рассказывают о плюсах и минусах этого закона

Нормы законодательства, разрешающие пускать родственников в реанимацию, существовали и раньше. Они оговорены в ст. 6 ФЗ «Об основах охраны здоровья», однако на практике допуск осуществлялся по решению персонала медучреждения. Сейчас депутаты хотят ввести это требование в ранг закона: порядок посещения будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом медицинские учреждения должны создать условия комфортного пребывания в реанимации не только родственников конкретного человека, но и других пациентов – чтобы их права не были нарушены. Необходимо подумать и медицинском персонале, работе которого могут помешать чересчур эмоциональные посетители.

Зачем это надо

Вопрос, можно или нет пускать посторонних в отделение, где находятся люди в тяжелом состоянии, как правило, обнаженные, подключенные к разной сложной аппаратуре, обсуждается уже четвертый год. Еще в 2016 году актер Константин Хабенский обратился во время прямой линии к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой разрешить доступ посетителей к пациентам реанимационных отделений, поскольку с реализацией данного права в отделениях реанимации на практике постоянно возникали сложности. По факту вопрос, пустить или не пустить родственника в святая святых, решался в каждом медучреждении по-разному. Это, по мнению авторов документа, нарушало права тяжелобольного и его близких, могло приводить к злоупотреблениям и вызывало негативную реакцию. Известны случаи, когда не в меру циничные медики делали фотографии на фоне тяжелобольных, или, например, родственники предполагали, что уход за пациентом недостаточно качественный. Авторы законопроекта – рабочая группа под руководством члена комитета Госдумы по охране здоровья Николая Герасименко - ссылаются на зарубежный опыт, где двери палат практически всегда открыты, даже если пациенту оказывают экстренную реанимационную помощь.

«У родителей, супругов, детей появится возможность быть рядом с родными людьми в тяжелые моменты их жизни. Проект закона длительное время прорабатывался с Минздравом, и сегодня мы можем сказать, что мы вышли на согласованную позицию», — считает председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Кого и как пустят в реанимацию

Порядок доступа в реанимации должен быть разработан Минздравом. Однако медики неоднозначно воспринимают это решение. Вид больного в реанимации у неподготовленного человека может вызвать шок, привести к негативным последствиям как для самого больного, так и для родственника. Кроме того, это ведет к нарушению санитарно-эпидемиологических норм, вызывает внутрибольничные инфекции, а сами родственники, зачастую находящиеся в не совсем адекватном состоянии из-за переживаний, помешают работать медперсоналу.

В большинстве петербургских больниц родственников в реанимацию пускают, но – соблюдая определенные правила с учетом специфики медучреждения. Например, в Детской городской больнице № 1 на Авангардной родственники могут всегда находиться с детьми, однако требуется справка от врача-фтизиатра о том, что человек не состоит на учете в связи с туберкулезом. В другой детской больнице - Святой Ольги – родителей тоже пускают, но с определенными оговорками: родственники должны изучить и расписаться в специальной памятке о правилах нахождения в реанимации. Есть правила посещения по времени и есть ограничения, когда, например, находятся другие родители, поступает другой пациент или появляется необходимость проведения диагностических или лечебных манипуляций с данным больным или пациентами, ухудшение состояния пациентов, находящихся в данной палате. Кроме того, существуют ограничения посещений в детских больницах с детьми младше 18 лет и посетителями, имеющими признаки острой респираторной инфекции, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или психоэмоционального возбуждения. Решение о времени нахождения принимает медицинский персонал, который положительно относится к посещениям родственников. Но решение всегда принимается в пользу пациента.

МНЕНИЯ:

Алексей Яковлев, главный врач Городской клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина:

«Если родственники хотят, то мы пускаем. Закон – это хорошо, но он не должен вредить другим пациентам. Поэтому надо смотреть, в каком состоянии пациент и нет ли параллельно манипуляций с другими больными. Есть периоды, когда родственников точно не надо пускать, потому что мы обязаны лечить и обеспечить безопасность. Лишать доступа неправильно, но надо организовать его так, чтобы это было удобно медикам и не нарушало права других пациентов. Это задача для руководителя медучреждения, и если они не могут это организовать, то это недоработка. Что касается нашей больницы, то мы технически организовали возможность общаться и напрямую, и через видеокамеры. Это актуально с учетом специфики нашего учреждения – инфекционной больницы. Кроме того, у нас есть отдельные боксы, это облегчает ситуацию».

Константин Тетюшин, замглавврача по медицинской части Детской больницы Святой Ольги:

«Я работаю в больнице с 1993 года, и до и после этого времени сотрудники отделения реанимации никогда не запрещали посещать пациентов, находящихся на лечении в отделении. Законные представители детей, находящихся в отделении реанимации, могут посещать своих детей все 365 дней в году. Но ситуации бывают разные. Из-за архитектурно-технических особенностей здания нашего лечебного учреждения площади палат отделения реанимации с учетом находящегося там специального медицинского оборудования такие, что мы физически не можем пропустить одновременно всех посетителей, пришедших к больному. Кроме того, существуют определенные санитарно-эпидемиологические требования, оформленные законодательно, которые должны исполнять сотрудники отделений анестезиологии и реанимации. То, что Государственная дума принимает, мы понимаем, но это несопоставимо с архитектурными возможностями больниц и отделений реанимации в западных странах для посещения пациентов в отделениях экстренной помощи. Например, кое-где есть комнаты отдыха для родственников пациентов, находящихся в отделении реанимации. Но мы не можем найти для этого необходимые площади, поскольку здание изначально построено и реконструировано в 50-70-е годы XX века без учета возможных изменений законодательных актов в сфере здравоохранения».

Сергей Кондаков, заместитель главврача по анестезиологии и реанимации Мариинской больницы:

«Одно дело – навестить больного на 15-20 минут и совсем другое – организация постоянного пребывания родственника в реанимации. Я предполагаю, что речь в законопроекте идет как раз о втором. В данном случае я против, потому что будут ущемляться права остальных пациентов – их персональные данные и медицинские сведения находятся на виду. Это, пожалуй, единственное, против чего могут быть врачи. Кроме того, бывают ситуации, когда пациенту такой визит не поможет, а вот родственнику станет плохо. Потому что мы и сегодня пускаем родственников навестить, и это хорошо. Но есть определенный регламент посещения: если, например, кому-то оказываются активные мероприятия, то мы просим родственников выйти, и это воспринимается, как правило, нормально, потому что пребывание посетителей не должно препятствовать оказанию медицинской помощи. Пребывание в реанимации и так достаточно тяжело: там круглосуточно горит свет, постоянно находятся медики. Поэтому мы не должны нарушать права тех, кто там находится».

Юрий Линец, главный врач Александровской больницы:

«Минздравом России в мае 2017 года выпущено информационно-методическое письмо «О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (реанимации). Однако указанное письмо, не являясь нормативно-правовым актом, не является обязательным для исполнения.

В СПб ГБУЗ «Александровская больница» на основании данного документа в 2017 году разработан внутренний нормативный акт, регламентирующий посещение пациентов в отделении реанимации и интенсивной терапии родственниками. В целом отношение медицинского персонала к данному законопроекту положительное. Безусловно, позитивные факты влияния посещения родственников на процесс выздоровления тяжелобольных имеет место быть, и это неоднократно доказано нашей практикой работы.

Однако существует ряд проблем, требующих дополнительной проработки на федеральном и региональном уровнях. Таких, как соблюдение прав иных пациентов, находящихся в реанимации, так как далеко не секрет, что пациенты в реанимационном отделении размещаются не изолированно, а, как правило, в общем зале, что обусловлено необходимостью осуществления ухода и проведения в ряде случаев реанимационных мероприятий, то есть непосредственного оказания медицинской помощи. Следующим, вопросом, требующим отдельной проработки является момент соблюдения санитарных норм и правил. Также считаем целесообразным оставить за заведующим отделением или врачом анестезиологом-реаниматологом приоритетное право определять возможность посещения пациента конкретными родственниками и вносить коррективы в утвержденный регламент в зависимости от клинических ситуаций.

Закрыть