Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Путешествие во времени: как устроен Музей железных дорог России

«Петербургский дневник» побывал в одном из самых молодых музеев Петербурга во время «Ночи музеев» и увидел настоящий «живой» паровоз

Один из самых молодых музеев Северной столицы, Музей железных дорог России, появившийся в 2017 году, в ночь с 18 на 19 мая открыл свои двери для всех желающих. Поскольку темой «Ночи музеев»-2019 стала Периодическая система химических элементов Менделеева, музей решил рассказать о том, что железная дорога - это тоже система особых элементов. Как она устроена, и как выглядит настоящий «живой» паровоз, посмотрел «Петербургский дневник».

В 2030 году будем ездить в капсулах

Музей расположился у Балтийского вокзала в здании старого паровозного депо, к которому присоединили современный корпус. Они объединены стеклянной галереей с подвесным мостом. В «царстве поездов» представлены локомотивы и паровозы c середины XIX века. Увидеть, как развивалась отечественная железная дорога, можно с помощью интерактивной консоли - «машины времени». Несколькими движениями руки экскурсовод перемещает нас в 1836 год - именно тогда в стране появилась первая железная дорога - Царскосельская.

А вот мы уже в 2030 году. К нашему удивлению, на цифровой карте России вообще нет никаких рельсов. Оказывается, в это время люди смогут путешествовать буквально по воздуху - в специальных капсулах. В музее уверены: через 10 лет из Петербурга в Москву получится добраться за 37 минут. 

Фото: «Петербургский дневник»

Платили за воздух 

Еще один интерактивный элемент выставки можно увидеть рядом с зеленым пассажирским паровозом С68, построенным в 1917 году на Невском заводе. Оказывается, разные цвета поездов говорили о разном функционале. Например, все пассажирские были зеленого цвета, а грузовые - черного. 

«Рабочее место бригады называлось паровозной будкой. Здесь работали машинист и его помощник, а кочегар работал в угольной яме. Работа была тяжелой: уголь нужно было подбрасывать в топку по 12 часов в день», - отметил экскурсовод. Кстати, всем знакомый проводник появился в поезде не сразу. Сначала его работу выполнял контролер, который только проверял билеты.

Небогатые и зажиточные пассажиры ездили в поездах разных классов. В поездах второго класса были удобные, мягкие кресла и больше пространства для вещей. Таким образом, пассажиры в буквальном смысле платили за воздух. Также в поездах начала XX века учли желания некурящих пассажиров: если в вагонах третьего класса разрешалось курить свободно, то в вагонах второго были специальные отсеки, куда некоторые пассажиры могли выйти покурить, чтобы не беспокоить остальных. 

Увидеть жизнь железнодорожного вокзала времен прошлого столетия можно на цифровой панели. На картине молодой человек прощается со своей дамой сердца, которая отправляется в железнодорожное путешествие. Рядом «гудит» жизнь: осмотрщик вагонов стучит по колесам и по звуку определят, все ли с ними в порядке, а маленький мальчик продает свежую прессу. Чтобы очутиться в этом мире, гости музея могут встать позади экрана: тогда они как бы войдут в кадр и окажутся рядом с пассажиркой поезда. На забавных фотографиях гости музея «здороваются» с интерактивной девушкой и «провожают» ее в путешествие.

Фото: «Петербургский дневник»

Также на экспозиции представлен сине-желтый вагон Китайской Восточной железной дороги. По легенде, на нем передвигался сам китайский император. Для монаршей особы были предусмотрены все удобства: в вагоне были своя гостиная и ванная комната.

Но один из самых популярных экспонатов - это так называемый «живой паровоз». Это настоящий разогретый паровоз, который пышет огнем и издает протяжный рев. Кстати, именно паровоз серии ОВ снимался в кино: под него бросалась Анна Каренина. «Это «всеядный паровоз» - его могли отапливать буквально всем. При этом он небольшой, поэтому пользовался особой популярностью», - поведали в музее. 

Почтовые, скоростные электропоезда, тепловоз и железнодорожная артиллерийская установка - музей запечатлел буквально всю историю российских железных дорог. По словам представителя музей, в экспозиции представлены еще не все экспонаты. «Например, на реставрации находится снегоочиститель», - поведали в музее. 

Фото: «Петербургский дневник»