Яндекс.Метрика
  • Антон Ратников

«В Каннах ты всегда голоден и счастлив»: петербургский режиссер рассказал, как ездил на престижный кинофестиваль

Петербургский режиссер Егор Чичканов участвовал в Каннском кинофестивале в 2015 году. Он рассказал о том, во сколько приходится вставать, чтобы попасть на сеанс, сколько стоят сэндвичи и о неожиданной встрече с Натали Портман

КАК ПОПАСТЬ В КАННЫ 

«Как и любой начинающий кинематографист, я мечтал попасть на Каннский фестиваль. Но как это сделать? Оказаться в основной программе практически нереально. Даже в короткометражном кино. Для примера, если на наш «Кинотавр» приходит 300-400 короткометражек в год, то в Канны – несколько тысяч. Существует огромная конкуренция, куча условий, например, необходимость премьерности. То есть если ты выложил фильм в сеть или показал в кино, то он уже в Канны не пойдет.

Еще есть отдельная программа для киношкол. Туда присылают свои работы студенты со всего мира. Между прочим, этим студентам может быть и 35-40 лет. Это важная отдельная программа, в нее часто попадают русские фильмы.

А для начинающих режиссеров, каким тогда был я, есть отдельное изобретение, называется оно «Уголок короткого метра». По сути, это фестиваль в фестивале. Огромная площадка, где идут мастер-классы, питчинги, ну и вечеринки, конечно, как же без них. Все это продолжается две недели. Короткометражки лежат на серверах, и их смотрят фестивальные отборщики. В этом каталоге несколько тысяч работ, и есть шанс, что на твою обратят внимание.

Но самое главное, что дает эта программа –  аккредитация на два лица на фестиваль. Без аккредитации попасть куда-то на Каннском фестивале сложно. Конечно, на набережной Круазетт стоят люди с плакатами «Дайте, пожалуйста, свободный билетик». Но надо понимать, что это тусовка для индустрии. Там либо продюсеры, либо авторы, либо режиссеры, либо журналисты, посторонних людей практически нет.

КАК ПРОЙТИ НА СЕАНС 

«В первую очередь, Канны – это не вечеринки, а очереди, очереди и еще раз очереди. Они везде. Люди большую часть времени проводят именно в ожидании чего-то. Все дело в том, что желающих попасть на фильмы гораздо больше, чем вместимость залов. Поэтому есть рейтинговая система бейджей. Мой бейдж был близок к дну возможностей. Была еще одна категория, для полных аутсайдеров, а у меня чуть получше. Но меня все равно запускали почти в последнюю очередь. Там все работает так: если хочешь попасть на фильм, приходишь за пару часов до начала сеанса. Приходишь за полчаса – точно не попадешь.

Но на самом деле в этих очередях происходит все самое интересное. Люди знакомятся, даже иногда подписываются контракты.

Нередко бывает, что человек вчера в смокинге был на премьере своего фильма. А сегодня приходит в джинсах и стоит в очереди наравне со всеми. Тут с ним и поговорить можно…

Самые крутые бейджи, такие черные с цветными точками, с доступом везде и всюду, у людей, которые профессионально заниматься покупкой фильмов – дистрибьютеров. Их могут пустить на любой сеанс. Для них есть отдельная очередь.

Плюс есть система брони. В 8 утра открывается бронь на следующий день. Там естественно, тоже очередь. Хочешь забронировать место – приходи к семи утра, а то и еще раньше. У меня был один ударный день, когда я посмотрел пять фильмов. Уже в 7 утра встал в очередь, закончился последний сеанс в два часа ночи. А с утра нужно было опять рано вставать. Поэтому в Каннах почти никто не спит.

А КАК ЖЕ ЗВЕЗДЫ? 

Там есть еще и деловая часть программы. Она проходит в отелях. И зачастую участники этой программы даже фильмы не смотрят. Они занимаются бизнесом, покупают или продают права на кино, договариваются об участии тех или иных актеров в будущих производствах. У звезд тоже все расписано по минутам. Думаю, что на вечеринки особенно много времени тоже не остается.

КАК СМОТРИТ КИНО ПРЕССА 

На фестивале сейчас идет борьба с плохими отзывами. Раньше пресса смотрела фильм в 10 утра, а премьера была только вечером. Но сейчас есть интернет, многие пишут прямо в зале разгромные статьи. Из-за этого зрители не идут на премьеру или реагируют плохо. А ведь премьера – это праздник. Люди, которые делали фильм приходят в смокингах, платьях с украшениями. У них должно быть хорошее настроение. Чтобы его не портить, показ для прессы перенесли на время уже после премьеры.

СКОЛЬКО СТОИТ ЕДА 

В Каннах все невероятно дорого всегда, а особенно в дни фестиваля. Люди снимают квартиры, комнаты, бывают одну комнату на четверых, еще за год до начала. А кто-то на пару лет вперед, особенно если находят хороший вариант. Если вы за месяц решили поехать в Канны, то ничего не снимете, только если за баснословные деньги, да и то не факт. Я вот жил в другом городе, и нужно было еще полчаса ехать на автобусе до Канн.

В зал с едой не пускают, да и снеков никаких нет. В городе есть маленькие кафешки или передвижные ларьки. Но даже сэндвичи там стоят немереных денег. Задирают цены так, что они доходят до 20-30 евро за бутерброд. А если ты хочешь полноценно поесть, взять салатик, второе-третье, бутылку вина, то прощай 200 евро!

Поэтому даже обычный бутерброд становится вожделенным. В Каннах ты постоянно немножечко не выспался, немножечко голоден и немножечко счастлив.

НАТАЛИ ПОРТМАН 

Однажды мы смотрели независимый фильм. Что-то замешкались на выходе из зала. Смотрим – перед нами несколько людей в черных костюмах. Оценивают нас. Мы оборачиваемся – и видим, что по коридору идет Натали Портман, небольшая такая девушка, в окружении четырех охранников. В тот день у нее был в Каннах режиссерский дебют. И так получается, что мы идем перед ней к черному входу. Двери распахиваются, там толпа папарацци начинают нас фотографировать… Мы им помахали руками и отошли в сторону. Все же ожидали они явно не нас. Но мы тоже не растерялись и сделали несколько фото Портман.

КИНОРЫНОК 

Мне очень запомнился кинорынок. Это помещение в несколько этажей. Огромное! Там люди продают фильмы. Не в плане – DVD или VHS, а права на кино. И их тысячи. Ты идешь, смотришь на все это и понимаешь, насколько ты должен быть хорош, чтобы в этом огромном море как-то выделиться. Тут становится понятна роль мировых звезд. Поэтому поездка в Канны опускает на Землю и, конечно, вдохновляет.

САМЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ ПРЕМЬЕРЫ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 2019 ГОДА


« Мертвые не умирают»

Режиссер: 
Джим Джармуш

В главных ролях: 
Тильда Суинтон
Хлоя Севиньи
Адам Драйвер
Билл Мюррей...

 «Маттиас и Максим» 

Режиссер: 
Ксавье Долан

В главных ролях: 

Харрис Дикинсон
Ксавье Долан
Энн Дорваль
Катрин Брунет...

«Боль и слава»

Режиссер:

Педро Альмодовар 

В главных ролях: 
Пенелопа Крус
Антонио Бандерас
Леонардо Сбараглиа
Сесилия Рот...

«Рокетмен»

Режиссер: 
Декстер Флетчер

В главных ролях: 
Тэрон Эджертон
Ричард Мэдден
Брайс Даллас Ховард
Стивен Грэм...



Закрыть