Михаил Пиотровский: «По большому счету никаких авторских прав быть не должно»
По мнению директора главного музея страны, завышенное внимание к авторским интеллектуальным правам приносит больше вреда, чем пользы. Потому что со временем появляется все больше и больше наследников, и музеи теряют возможность и перестают что-либо публиковать.
«Творческий человек не пишет, не сочиняет. Он записывает то, что ему приходит откуда-то сверху, как говорят поэты и писатели. Кроме того, это рождает совершенно перевернутые отношения к прошлому искусства, когда никаких проблем авторства не было. Рембрандт подписывал свои картины и все», – привел пример директор Эрмитажа.
«Если советское государство национализировало какие-то коллекции, то оно национализировало и все права. Значит, хозяин, у которого их национализировали, уже никаких прав не имеет», – привел он другой пример.
По мнению Михаила Пиотровского, существующее положение вещей приводит к безумным ценам.
«Весь наш художественный мир перевернут ценами. Все исчисляется деньгами, ради денег все делается. А это рождается из авторских прав, отчислений, споров из-за них, споров на аукционах. Это серьезная авторская проблема, которая через капитализацию искусства очень сильно вредит делу. Поэтому такое положение вещей нуждается в регулировании», – уверен Михаил Пиотровский.
«Например, если советское государство национализировало какие-то коллекции, то она национализировало и все права. Значит, хозяин, у которого национализировали, уже никаких прав не имеет. А потомок художника, чьи картины здесь в третьем колене, значит, имеет?» – задает риторический вопрос Михаил Пиотровский.