Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Педагог из Петербурга покоряет горы в память о героях

Под руководством петербургского учителя химии Сергея Телешова, школьники покоряют горы, чтобы почтить память героев, боровшихся с фашистами на невероятных высотах, изучают историю подводного флота, ухаживают за могилами подводников-участников Великой Отечественной войны. Не словом, а делом они доказывают, что чтут память предков
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- Как был создан музей подлодок? 

- Еще в 1981 году школьный отряд «Поиск» 189-й школы под руководством учительницы музыки Елены Ждан начал собирать сведения о подводных лодках типа «С». Школьный музей «Из истории подводных лодок типа «С» Краснознаменного Балтийского флота» был открыт 30 января 1985 года в день легендарной «Атаки века» командира «С-13» Александра Маринеско на огромный фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф». Наш музей не только стал хранилищем уникальных материалов о лодках типа «С», действовавших на Балтике, но и собрал вокруг себя ветеранов-подводников «эсок», членов их семей, а сегодня и их потомков.
К слову, в свое время часть экспонатов была передана музею истории подводных сил России имени А.И. Маринеско и стала там основой экспозиции. Наши школьники и преподаватели плечом к плечу с ветеранами-подводниками долгие годы бились за присвоение Маринеско звания Героя Советского Союза, и в итоге у нас получилось.

В настоящее время вместе с ребятами собираем по архивам фотографии подводников балтийских «эсок», чтобы организовать большую выставку с их портретами. Это люди другой эпохи, каждый со своей удивительной судьбой, и мы хотим, чтобы память о них сохранилась в веках. В частности для этого создаем мультимедийный проект, чтобы на экране показать все походы лодок типа «С» в войну, сколько и где они потопили судов противника, где и как погибла подлодка. Мы также активно сотрудничаем с командой исследователей-дайверов из экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», которые устанавливают место гибели погибших кораблей и увековечивают память погибших моряков.

- Вы с ребятами ухаживаете за могилами подводников… 

- Стараемся внести свою лепту и ухаживаем за могилами подводников, естественно тех, кто похоронен на берегу. Убираемся, подкрашиваем оградку и памятник, сажаем цветы, словом, наводим порядок. Попутно ребята узнают о судьбе этого человека, его участии в войне – так получается своеобразный урок исторической памяти. Иногда удается найти родственников подводников, узнать что-то новое из истории той или иной лодки.
Сегодня приказать школьнику что-либо делать невозможно, да это и не нужно. Спрашиваю, кто готов принять участие, и кто-то обязательно откликается. У нас уже образовался небольшой актив ребят, которые занимаются этим ежегодно. Подключил к этому и своих дочерей.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- Откуда такое увлечение историей? 

- Вообще я специалист по истории методики обучения химии в России. Но всех нас объединяет единая история, к тому же это интересно, наверное, каждый должен знать историю своей страны, чтобы ценить то, что мы имеем сегодня.

- Как началось ваше увлечение походами? 

- Еще учась в шестом классе, меня завлекла идея походов. Во Дворце пионеров имени А.А. Жданова тогда существовал отдел краеведения и туризма. Работающие там педагоги не просто организовывали походы на природу для молодежи, они старались дать некую смысловую нагрузку. Приезжая в другой город, один обязательно водил детей по всем музеям, другой по местам, где проходили ожесточенные бои времен Великой Отечественной войны. Например, ходили под Лугу, где в годы войны действовал интернациональный партизанский отряд. Встречались с местными жителями и даже с ветеранами-испанцами, принимавшими участие в борьбе с фашистами.

Для себя я понимаю так: если оказался в новом месте, нужно получить  максимум информации, ведь не факт, что доведется оказаться там еще раз. И детям говорю, пойдем в горы, а на Крит, Египет, Турцию накопите денег взрослыми и съездите. В горы, куда мы ходим, просто так не попасть, рядом граница, и без разрешения пограничной службы ФСБ туда не попасть.

- Расскажите, зачем вы водите школьников в горы?

- Еще в 80-е годы прошлого века, в Карачаево-Черкесии энтузиасты-альпинисты начали создавать мемориал «Оборонная тропа». На горных перевалах, где шли кровопролитные бои с немцами, ребята устанавливали памятные знаки. В 1985 году я познакомился с Михаилом Бобровым, легендарным петербуржцем. Он воевал в горах на Кавказе, а в блокаду он с товарищами занимался маскировкой архитектурных доминант города, чтобы лишить немецкую артиллерию ориентиров для стрельбы и спасти Петропавловский собор, Исаакий, Адмиралтейство от разрушения. С Михаилом у нас завязалась крепкая дружба, и в 80-е прошли по местам «Оборонной тропы», задокументировав установленные памятные знаки.

Со временем памятники начали разрушаться, тогда родилась идея организовать в Петербурге молодежную патриотическую добровольческую экспедицию «Оборонная тропа», чтобы восстановить памятники и установить новые. На тех далеких перевалах воевало немало ленинградцев, чью память мы должны почтить.

Каждый год с ребятами-школьниками мы отправляемся в горы, чтобы установить новую плиту или починить разрушающейся памятник. В походе нас сопровождают пограничники и горные стрелки, они помогают нести груз, следят за безопасностью. Когда ночью мы ложимся спать, они выставляют посты и дежурят. Некоторым ребятам так нравится, что они участвуют в нескольких походах. Например, один мальчик уже студент, но продолжает ходить с нами, он принял участие уже в 11 экспедициях.

- Что планируете сделать в этом году? 

- Это будет юбилейная, 20-я экспедиция. На Марухском перевале (высота 2886 м) планируем поставить Поклонный крест и памятный знак воинам-мусульманам. На этом перевале как раз воевали ленинградцы. Потом группа пройдет в район Санчарского перевала, где установит памятные знаки «Перевал воинской славы». Дальше наш путь лежит к поселку Псебай, а затем через кавказский заповедник и перевал Аишхо, где установим памятный знак. Завершим путь на Красной поляне, там проведем дружескую встречу с учениками одной из местных школ, которые создают музей 20-ой горнострелковой дивизии. В общей сложности поход рассчитан на 21 день.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Виктор Самсон, контр-адмирал, подводник, ветеран подразделений особого риска: 

«В Санкт-Петербурге очень много неравнодушных жителей, которые не просто предлагают идеи по улучшению жизни в городе, стране, а потом ждут перемен, но и сами стимулируют эти перемены, совершая конкретные дела. В этом наша сила, и мы должны ее использовать, иначе нет никакой перспективы, будущего. Воспитание молодежи, приобщение ее к истории страны, не праздные слова, а важное дело. На Украине про это забыли и сегодня воспевают фашистов, это абсурд, путь в никуда.

Факты: На сегодняшний день на 40 горных перевалах экспедицией «Оборонная тропа» установлены памятные плиты.

Юноши и девушки за 3 недели горного похода видят своими глазами следы жестоких сражений на высотах от 1700 до 3500 метров над уровнем моря. Проходя по маршруту самого высокогорного фронта Великой Отечественной.

Битва за Кавказ длилась 442 дня. Для сравнения: битва за Ленинград шла 1126 дней, за Сталинград – 200, за Севастополь – 250 дней».