Журавли летят на большой экран: в Петербурге покажут отреставрированную версию фильма «Летят журавли»
Для создателей фильма – режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, а также для исполнительницы главной женской роли Татьяны Самойловой картина стала самой звонкой нотой творческой биографии. Фильм вошел в историю кинематографа за нестандартное изобразительное решение. Сергей Урусевский придумал и впервые использовал круговые операторские рельсы, решил ключевые сцены с помощью съемки с движения. Эти приемы в обязательном порядке изучают во ВГИКе и во второй российской киношколе – Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения.
«Петербургский дневник» собрал воспоминания Сергея Урусевского о работе над фильмом «Летят журавли» и триумфе в Каннах из его книги «С кинокамерой и за мольбертом», а также из опубликованных в разное время статей, дневников, писем, расшифровок творческих встреч.
ПОЧЕМУ ФИЛЬМ ЧЕРНО-БЕЛЫЙ
Оператор рассказывал, что не мог представить фильм «Летят журавли» в цвете.
«Чередование черного и белого на экране, я считаю, дает пластическое решение и ритм звучания, свойственный только черно-белому фильму, – подчеркивал он. – Думаю, что такое решение было правильным, но другие художники, режиссер и оператор могли бы решить этот сценарий в цвете, и, наверное, фильм получился бы тоже интересным и убедительным, хотя совершенно другим».
ОПТИКА КАК СОАВТОР
По словам Сергея Урусевского, Татьяна Самойлова сначала не хотела сниматься в профиль, поскольку считала, что это делает ее некрасивой.
«Да и мы не сразу научились снимать ее одинаково хорошо и в профиль, и в фас, – признавался оператор. – Но в итоге она осталась довольна, ей даже стало нравиться, что местами она выглядит старой, что местами ее лицо немного искажено. Хороши, например, крупные планы, где Самойлова стоит у решетки, провожая Бориса. Там она чуть приподнимает свое лицо, и оно становится деформированным, страдальческим. Конечно, деформация лиц должна допускаться только в исключительных случаях. Мы стремимся не к оптической деформации вообще, а к деформации, подчеркивающей наш замысел».
О ДВИЖЕНИИ В КИНО
Сергей Урусевский пытался средствами изображения решать драматургию картины – добиваться того, чтобы зритель не был пассивным созерцателем событий, происходящих на экране, а переживал вместе с актером, был активным участником действия.
«В «Летят журавли», например, после эпизода, когда доведенная до отчаяния Вероника выбегает из госпиталя, мы с Михаилом Константиновичем Калатозовым заставили ее бежать по улице, мимо домов, вдоль железнодорожного полотна. Она бежит, не помня себя, не понимая, что делает, не зная, куда бежит, – делился один из создателей картины. – Чтобы выразить это состояние, камера бежала вместе с ней, иногда находилась в руках Татьяны Самойловой, которая снимала саму себя. Потом камера бежала мимо домов, деревьев, все убыстряя и убыстряя движение, и в конце эпизода изображение становилось совсем смазанным, доходило до полной абстракции».
О ХОРОВОДЕ БЕРЕЗ
Зрителям наверняка запомнился и хоровод берез над умирающим главным героем. «Все с начала и до конца было продумано заранее с точки зрения техники, – объяснял оператор. – Когда Борис падает, солнце отдаляется, березы кружатся. Эти куски снимались раздельно. Момент, когда березы приближаются, получен так: я сидел на штативе, держал камеру, меня поддерживали и вертели штатив, все убыстряя его вращение. Это один кусок. Затем, в эпизоде, когда Борис бежит по лестнице, на березы с помощью трюковой машины делалось наложение другой экспозиции».
О КАННАХ И ПИКАССО
Сохранились воспоминания Сергея Урусевского и о Каннском кинофестивале 1958 года. «Юткевич (режиссер Сергей Юткевич. – Ред.) рассказывает об успехе Тани Самойловой. Говорит, что она очень скромная девушка, – вспоминал оператор. – Пикассо очень одобрительно реагирует и говорит, что терпеть не может этих кинематографических американских звезд. «Вот я вам сейчас покажу их!» Уходит за арку и тут же появляется, совершенно преображенный. Он надел маску розовой блондинки. Засунул руки под свитер, выставив указательными пальцами как бы груди вперед… Мы страшно смеемся. Про нашу картину он (Пикассо. – Ред.) сказал, что лучшей картины не видел за последние сто лет».
О ВДОХНОВЕНИИ
Сергей Урусевский был уверен: оператор не является только фиксатором замыслов режиссера.
«Только если оператор всем сердцем, всей трепетностью своего творческого состояния – не побоимся банального слова «вдохновение» – будет создавать изображение, только тогда, когда он будет снимать не декорацию, построенную художником и наполненную актерами, а что-то третье – идею, когда само изображение как пластическое средство будет насыщено эмоционально, – только тогда можно говорить, что есть основание для выражения на экране мысли автора», – утверждал Сергей Урусевский.
«Оператор должен быть в какой-то степени и режиссером – разбираться в сути режиссерской работы, равно как и режиссер должен понимать операторскую работу, разбираться в изображении, должен быть в известной мере и художником», – добавил режиссер.
В День Победы фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» покажут еще в десяти кинотеатрах Санкт-Петербурга, в 34 кинотеатрах Москвы и в 58 кинотеатрах, расположенных в 38 городах России.