Кодекс постить не велит: учителей научат, как правильно вести себя в соцсетях
Министерство просвещения решило упорядочить непонятную ситуацию с учительскими блогами в социальных сетях. Как известно, посты в «фейсбуке» и «Вконтакте» регулярно становятся поводом для увольнения учителей, и те уже сами не знают, что можно, а что нельзя писать. Для разрешения проблемы предлагается внести поправки в «Кодекс профессиональной этики педагогических работников». Их предполагается приготовить к началу нового учебного года. Кто будет готовить – неизвестно. По логике запретителей, педагогу нельзя делать вообще ничего: пропагандировать закаливание, заступаться за тех, кого притесняют, просить о помощи, шутить, жаловаться и разоблачать.
Так, красноярскую учительницу математики Марину Шестопалову в 2016 году уволили за фотографии в платье с декольте. В Новгородской области Елену Уличеву - за пост с просьбой помочь повесить доску в классе. Мурманчанку Светлану Корнаухову – за комментарий в защиту детей, которых не поощрили за участие в «Бессмертном полке». Последний случай взбудоражил всю страну: Татьяну Кувшинникову из Барнаула вынудили уволиться за фотографию в купальнике, на которой учительница пропагандировала холодные купания и закаливания. В поддержку Кувшинниковой по всей стране прошел так называемый хэшмоб: учителя фотографировались в купальниках и выставляли снимки с хэштегом #учителятожелюди, но Кувшинниковой это не помогло.
«Вернее сказать: не помогло ее ученикам. За них мне даже больше обидно, чем за Кувшинникову, хотя ей я тоже сочувствую, - прокомментировал ситуацию Константин Тхостов, директор 369 лицея. - В середине года несколько десятков молодых людей оставили без педагога, бросили на произвол судьбы и почему? Потому что одному-единственному родителю не понравилась фотография. Город потерял квалифицированного специалиста, а что приобрел?»
В итоге не Барнаул, а вся страна приобретут эти самые поправки в этический кодекс.
«И я это приветствую, - заявил Тхостов «Петербургскому дневнику». – В первую очередь, чтобы обезопасить самих учителей. Должен признать: наше поколение воспитывалось на «Пионерской зорьке», а не на соцсетях, наше умение общаться и ориентироваться в информационном пространстве никогда не будет столь совершенным по сравнению с тем умением, которое демонстрируют сейчас дети. Они с рождения впитывают эти премудрости, они сто очков вперед дадут любому педагогу. Что греха таить, учителя то и дело попадаются на уловки мошенников: там, где молодые люди не попались бы. Этический кодекс четко распишет, что можно и что нельзя постить педагогу в Интернете. И теперь, если родитель пожалуется на учительницу за то, что она закаляется в купальнике, а не в оренбургском пуховом платке, учитель сможет открыть кодекс и спросить: а где, собственно, написано про платок?»
Отметим, что инцидент с Кувшинниковой мог быть исчерпан на ранней стадии, если бы директор школы вступилась за учителя, а не за безвестного жалобщика. Но она сделала свой выбор не в пользу педагога. Сам Тхостов признал, что «поправки в кодекс вряд ли повлияют на отношения учитель-директор, и призваны они наладить в первую очередь работу с общественностью».
«Петербургский дневник» нашел опальную Татьяну Кувшинникову и пообщался с ней. Сейчас своим местом работы она называет портретную студию.
«Мы до сих пор проводим выходные с некоторыми учениками и родителями. Многие жалеют, что я ушла,» - рассказала она.
Про инициативу Минпросвета она заявила, что это палка о двух концах.
«Возможно, молодым специалистам такие поправки помогут разобраться, что можно, а что нельзя. Но если вдруг поправки окажутся слишком жесткими – как тогда поступать? И спортом не заниматься?»
Уже после увольнения к Кувшинниковой обращался министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко, который предложил ей поучаствовать в написании правил поведения в соцсетях. Но учительница рассказала «ПД», что имелись в виду правила для учеников: как не попасть в деструктивную группу и тому подобное.
Отметим, что впервые о новых правилах для учителей, пользующихся соцсетями, заговорили в Петербурге, в рамках X юбилейного Петербургского международного образовательного форума, который прошел в конце марта. Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что общение учителей в соцсетях является их личной жизнью, и осуждать педагогов за опубликованные фотографии нельзя. В то же время учителя должны четко осознавать, что их снимок, даже случайный, может оказаться на всеобщем обозрении. А готовы ли педагоги к тому, что их жизнь оказалась на виду? Осознают ли молодые специалисты, какие это может возыметь последствия?
Добавим, что иногда посты учителей в соцсетях становятся причиной судебных разбирательств. Так, петербуржец Дмитрий Гущин, обладатель звания «Заслуженный учитель года», недавно судился с Рособрнадзором. По словам Гущина, он нашел канал, по которому в сеть утекали задания ЕГЭ. Но педагогу не поверили и обязали его удалить посты, в которых «содержались сведения, порочащие систему образования». Еще два петербургских педагога отстаивали в судах свое право преподавать после того, как их уличили в защите сексуальных меньшинств.
Зато никто не стал вступаться за учительницу из Екатеринбурга, которую уволили за посты с обсценной лексикой. Матерящегося педагога не спасло даже то, что свою страницу она вела под псевдонимом.