Как ловят рыбу с ароматом свежего огурца
Теплым весенним днем мы приехали на рыбодобывающее предприятие под Новой Ладогой, где с раннего утра рыбаки трудятся на корюшковой путине, чтобы обеспечить Петербург любимой весенней рыбкой.
Удачная охота
Рыжий кот, растопырив усы и воровато оглядываясь, крадется к длинной рыбацкой лодке. Трое дюжих рыбаков в мокрых фартуках тягают тяжелые ящики, щурясь от яркого солнца. Работа спорится, но в пылу никто не замечает, что несколько небольших рыбешек выпали из ящика. Рыжий бросается вперед, уклоняясь от пикирующих чаек, хватает рыбешку и дает деру. На него с завистью смотрят менее смелые усатые «коллеги», трущиеся возле причала.
Рыбак Алексей улыбается вслед удачливому коту.
«Вот нахальная морда, смелый, – поглаживая всклокоченную бороду, Алексей морщит загорелый обветренный лоб. – Раньше рыбы много было, а сейчас… Вам, кстати, кот не нужен?»
«Спасибо, уже есть, – отвечаю я. – А что с рыбой-то стало?»
«А кто его знает! Еще несколько лет назад с одной мережи по тонне доставали, а сейчас две лодки по десять мереж поднимают, чтобы набить лодки. Бывало, что и 50 килограммов всего привозили, но это уж совсем печаль…»
Алексей принимает очередной ящик, забитый корюшкой, и ставит его на вагонетку. Рельсы тянутся в небольшое приземистое строение метрах в пятнадцати от причала: там холодильник и пункт взвешивания рыбы.
«Сейчас удачно сходили, почти тонну набрали», – прикидывает на глаз рыбак.
Загрузив вагонетку, рыбаки втроем напрягаются, чтобы сдвинуть тяжелый груз. Мужчины торопятся: пока идет сезон, надо сделать как можно больше ходок.
«В этом году рассчитываем выловить около 250 тонн корюшки за путину», – делится планами директор предприятия Филипп Важник.
Рыбоприемный пункт заставлен ящиками.
«Только что рыбаки привезли более 800 килограммов корюшки. Вообще, 70% рыбы морозится и используется в течение года, а 30% охлаждается и идет на реализацию, – поясняет Филипп, глядя на серебристых рыбок, пахнущих огурцом. – В среднем пока вылавливаем по 2-3 тонны в сутки».
Ладожские пираньи
Поглядывая на рыбаков, по берегу прогуливается Сергей Харламов, главный специалист отдела развития рыбохозяйственного комплекса Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти.
«Говорят, ладожская корюшка ценится больше, чем морская. Почему?» – спрашиваю у него.
«Она вкуснее, и ее меньше. Ладожское озеро – это чистая вода, природа. При этом ладожская корюшка меньше, в среднем размер рыбки не превышает 10-15 сантиметров. Это половозрелая рыба, которая идет на нерест. Рыба один раз отнерестилась, потом ее можно изымать при промысле. При этом около 10% особей вырастают до 25 сантиметров и становятся хищниками, поглощая мальков других рыб», – говорит Харламов.
Позвякивая по рельсам, мимо нас прокатывается очередная вагонетка с ароматной корюшкой.
«В среднем за год получается добыть 600-700 тонн, – отмечает Сергей Харламов, провожая вагонетку взглядом. – Весенняя корюшка самая вкусная, люди любят эту рыбку».
Несколько тонн за раз
Под веселое тарахтение мотора лодка отчаливает от берега. Впереди на воде – флаги, пластиковые бутылки разных цветов. Ими рыбаки помечают места, где стоят их мережи, чтобы не перепутать, чьи сети. Лодку сопровождает стая чаек. Не умолкая ни на секунду, пернатые радуются отсутствию котов и ждут момента, когда моряки начнут доставать сети. Вдруг что перепадет?
Отбиваясь от чаек, рыбак Александр Гаврилов вытягивает сети. Корюшку и рыбу других пород, попавшую в ловушку, распределяют по ящикам. Совсем мелкую рыбку добытчики бросают обратно в воду. Часть перехватывают чайки.
«А встречали браконьеров?» – спрашиваю у Александра.
«В нашей работе отвлекаться некогда, надо как можно больше рыбы добыть, как выходишь в 4 утра, так до вечера и работаешь, нет времени за другими следить, – отмахивается он, перегружая рыбу в ящики. – К тому же Ладога раскачивается в пять секунд – и все дыбом! Туча идет, поднимается ветер – и кошмар, беги оттуда!»
«Непогода может перевернуть лодку?» – интересуюсь.
Вытирая мозолистые руки, Александр смотрит исподлобья: «Если там какой-нибудь валенок, так и перевернет, но у нас таких нет».
Набрав несколько тонн корюшки, наша лодка поворачивает к берегу. Уже сегодня часть улова окажется на прилавках города, откуда попадет на стол чуть ли не каждого петербуржца.
СПРАВКА:
300 тонн – примерно столько ладожской корюшки уже выловлено с начала нынешней весны.
600-700 тонн корюшки за весеннюю путину вылавливают рыбаки на Ладоге. За последние 20 лет в путину рыбаки добывали минимум 400 тонн и максимум около 1100 тонн. Рекомендованная выработка – до 1000 тонн.
500 рублей за 1 килограмм – средняя цена за корюшку в магазинах города. При этом цена за крупную корюшку колеблется в районе 800 рублей, иной раз доходя до 1300 рублей. Возможно, продавцы рассчитывают на особенно изголодавшихся по корюшке горожан.