Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Аккаунт в каршеринге хотят выдавать через МФЦ: такие изменения готовит Госдума

В 2018 году в России произошло 143 ДТП с участием каршеринговых машин, в которых погибли 10 человек и 200 были ранены. Можно ли сделать каршеринг безопаснее, разбирался «ПД»
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Машины из системы краткосрочной аренды – каршеринга – все чаще становятся причиной ДТП. То есть, конечно, не сами машины, а водители, которые их арендуют. Ни в одной стране мира каршеринг не пробовали запрещать из-за того, что его стали считать какой-то опасной чумой – значит, ситуацию можно выправить. Как это сделать – разбирался «Петербургский дневник».

НЕ ПУСКАТЬ ШТРАФНИКОВ 

Самые очевидные методы уже прозвучали: ограничить доступ гражданам моложе 25 лет и водителям, у которых на счету множество выписанных штрафов. Второе, например, уже действует. Как рассказала «ПД» пресс-секретарь «Делимобиля» Алена Балакирева, довольно часто людям, которые хотят стать пользователями каршеринга, отказывают без объяснения причин.

Хотя причин на самом деле две. Первая: у менеджеров каршеринга в распоряжении есть база ГИБДД, в которой обозначено, сколько у кого протоколов – и за какие нарушения. Тех, у кого богатый опыт нарушений, заворачивают. Вторая причина – подозрения в подделке документа. Ведь менеджер не видит настоящего паспорта – только фотокопию. Если есть признаки, что клиент пользовался фотошопом, даже если просто хотел исправить дефекты внешности – аккаунт не дадут. Многие носят права в кармане джинсов, так что на ламинированной корочке появляются трещины – и такие права тоже не принимают».

Так что многие фирмы пробуют не допускать до своих машин лихачей – только принцип этот не всегда срабатывает. У молодого водителя может быть ни одного нарушения – как раз потому, что у него не было машины, на которой можно было бы лихачить. Сев за руль прокатной машины, он всего за год обретает такую коллекцию статей, какая не снилась водителю с 20-летним стажем. Но аккаунт в каршеринге у него уже есть – отобрать его будет сложно.

ОТСЕЧЬ «ЗЕЛЕНЫХ» 

Что касается возрастного ценза, то и он не сыграет большой роли, уверена Полина Волкова, редактор информационного портала «Транспорт будущего».

«У молодого водителя меньше стаж? Но у старого права могут «лежать на полке» годами, а недавние выпускники автошкол зачастую знают правила лучше и водят аккуратнее уверенных в себе опытных автомобилистов. Дело ведь не в цифрах в документах, а в головах людей. По нашему законодательству управлять автомобилем можно с 18 лет. Чем каршеринг отличается от любого другого авто? Ничем», – отмечает эксперт.

Неясный статус каршеринга – и произрастание отсюда еще нескольких проблем подтвердил вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. Он отметил, что ни в законах Санкт-Петербурга, ни в федеральных нет такого понятия, как «каршеринг». Есть аренда (но когда бюро проката только появились, еще никто не мог предположить, что машину можно будет арендовать не конкретную, а ту, что ближе всех стоит, что договор будет заключаться удаленно и т.п.). Возможно, в работу каршеринга можно вмешаться законодательно и силовым методом заставить коммерсантов не подпускать к рулю молодежь или закупать для использования только маломощные автомобили. Но для этого сначала требуется написать закон.

«Кроме того, – отмечает Холодов, – нельзя грозить коммерсантам кнутом, не предложив при этом пряник. В Москве пряник дали: каршеринг приравняли к общественному транспорту, предоставив бесплатную парковку в центре и свою стоянку в аэропорту. В Петербурге платной парковки нет – значит, пряник не сработает. Вот и получается, что каршеринговые компании подчиняются только законам рынка: стремятся, чтобы в сервисе не было старых машин, а вот насколько они безопасны – уже не следят».

Автоэксперт также отмечает, что неосторожный клиент выгоден каршерингу, так как водитель всегда оплачивает в полном объеме штрафы с видеокамер, хотя закон позволяет платить их с 50-процентной скидкой (если оплата прошла в течение двух недель).

На самом деле все именно так и происходит: каршеринг платит 250 рублей штрафа вместо пятисот, но с клиента берет именно 500. А пьяного водителя каршеринговая компания не только заставит оплатить разбитые машины: свою и чужую, но и оштрафует на полмиллиона, помимо того штрафа, который он должен будет оплатить в казну). Если авария случилась по вине трезвого водителя, он «всего лишь» оплатит ремонт по смете, оспорить которую не имеет права.

А КАК У НИХ? 

Корреспондент «Петербургского дневника» неоднократно наблюдал каршеринговые машины и в Европе, и в Америке, откуда и пришла к нам эта новинка. Главное отличие, которое бросается в глаза: «у них» все каршеринговые машины – маломощные, зачастую – двухместные «смарты» и очень часто – с электродвигателем. С одной стороны это позволяет неплохо сэкономить на топливе, с другой – на «смарте» очень сложно устроить стритрейсерскую гонку. Может быть, это основная причина, почему там каршеринговые машины не попадают так часто в сводки происшествий?

Обязать каршеринговые компании к приобретению только маломощных машин – невозможно без соответствующего закона. Для бизнеса приобретение «смарта» невыгодно: два очень скромных Smart стоят как три нафаршированных Hyundai Solaris.

«Кроме того, – говорит пресс-секретарь «Делимобиля» Алена Балакирева, – многие берут каршеринговую машину для поездки куда-то всей семьей или для выезда в гипермаркет. А в Smart помещаются только два человека с минимумом багажа. Есть хороший вариант – Mini Cooper, но он тоже дорогой. Электромобили для нашего климата плохо подходят, и сертифицированных электромобилей, которые к нам попадают по белому импорту, у нас в стране тоже нет. А главное – на улицах почти нет розеток. Если они и начнут появляться в ближайшем будущем, то, как правило, в подземных паркингах, где оставлять каршеринговый автомобиль невозможно: он не будет виден на карте. Неплохой вариант – машины с гибридным движком: в Праге у нас есть каршеринг с машинами Toyota Yaris. Они и гибридные, и маломощные. Будет инфраструктура – будут и маленькие автомобили».

Из семи петербургских каршеринговых компаний только три используют машины скромных параметров – Smart и Ravon R2, да и там такие авто – лишь часть автопарка, а в основном по городу ездят машины со стандартным 100-сильным движком. Один из этих троих запустил Школу Вежливого вождения и поощряет аккуратных водителей баллами или штрафует неаккуратных.

СТОП МАШИНА

Последняя возможность призвать водителя к порядку – телематическое управление. Каршеринговой машиной можно управлять на расстоянии (иначе бы она не открывалась так просто – со смартфона). Соответственно, диспетчер может удаленно заглушить двигатель. «Яндекс.Драйв, например, применяет временную блокировку за неоднократные превышения скоростного режима, – отмечает эксперт по каршерингу Полина Волкова. – Но, так или иначе, правила дорожного движения устанавливаются законодательно и регулируются соответствующими государственными органами. Мы же не просим производителей автомобилей контролировать соблюдение ПДД автовладельцами? Операторы каршеринга — это коммерческие компании, которые не обязаны быть надзирающим органом. Все их действия продиктованы бизнес-интересами».

Отметим, что сами операторы каршеринга к своим телематическим способностям относятся очень осторожно. «Мы если и применяем блокировку двигателя, то только когда машина запарковалась, в крайнем случае – на светофоре, – заявила представительница «Делимобиля». – Допустим, диспетчер увидит, что автомобиль мчится по кольцевой на скорости 150 км/ч. Блокировать двигатель там, где он идет в потоке, и еще неизвестно, с какой скоростью движутся машины вокруг? По логике безопасности и здравого смысла делать это нельзя. А вот дрифт – резкие развороты при поднятом ручнике – мы улавливаем и в этом случае машину можем остановить и заглушить. В особо тяжелых случаях мы высылаем на место представителей компании и даже полицейских. Пускай лихач объясняется с ними».

Проблема в том, что дрифт опасен в первую очередь для самих машин, а для окружающих – не очень.

ОФИЦИАЛЬНО 

Депутат Государственной думы Михаил Романов рассказал «Петербургскому дневнику», что работа по упорядочиванию деятельности каршерингов уже ведется. В первую очередь, законотворцы озабочены именно отсутствием у каршеринга правового статуса.

«Сам я занялся этой темой, когда ко мне обратилась мать погибшего в декабре Никиты Сапежко: парня, в машину которого врезался пьяный водитель каршеринга на Невском у Дома книги, – прокомментировал депутат Михаил Романов. – Официальное расследование тогда активно саботировалось. Может быть, потому, что виновником аварии оказался сын директора адвокатской консультации. Больше всего нас поражает, что регистрация в каршеринге происходит заочно, можно просто украсть чужой паспорт, кое-как изобразить с ним селфи и пользоваться машиной как своей, но под чужим именем.

Я считаю, что нужно прописать в законе обязательный визит либо в офис либо в многофункциональный центр, чтобы кто-то подтвердил, что паспорт находится в руках хозяина. Можно скрепить аккаунт в каршеринге с аккаунтом на Госуслугах. Это первоочередная задача, которая призвана сделать такие поездки максимально прозрачными.

А потом уже можно ее дополнять, например, написать пакет поправок в Гражданский кодекс».

СПРАВКА 

В 2018 году в России произошло 143 ДТП с участием каршеринговых машин, в которых погибли 10 человек и 200 были ранены. 109 из них произошли в Москве и 4 в Петербурге (еще 3 в Краснодарском крае и 5 – в Красноярском). В столице погибло шесть человек, в Петербурге – ни одного, но шестеро были ранены. (Статистика учитывает жертвы среди водителей каршеринга, поэтому смерть Никиты Сапежко в список не попала).
За два месяца 2019 года в стране произошло 47 ДТП с каршеринговыми машинами, два человека погибло, а 56 получили травмы. Соответственно, 41 ДТП из 47 произошло в столице, три – в Петербурге. Традиционно самым опасным временем для каршеринга считается весна и лето, когда на дорогу выходят неопытные водители. Так что к концу года статистика поменяется радикально.

Самые распространенные нарушения, приведшие к ДТП - это неправильный выбор дистанции и непредоставление преимущества другим машинам на перекрестках (17 и 16 процентов). На втором месте – неправильный скоростной режим, нарушение правил перестроения и непропуск пешехода (8-9 процентов).

ПОСЛЕДНИЕ СЛУЧАИ 

19 апреля около 4 часов утра 30-летний гражданин Италии на каршеринговом Hyundai Solaris пытался перепрыгнуть Большую Невку по разводящемуся Сампсониевскому мосту. Машина врезалась в приподнятый пролет моста и смялась: водителя и пассажирку доставили с травмами в больницу.

В ночь на 18 апреля Volkswagen Polo компании «Яндекс.Драйв» под управлением 24-летнего водителя, двигаясь по Невскому проспекту от улицы Марата в сторону площади Восстания, выехал на встречную полосу, где совершил столкновение сразу с пятью автомобилями. Больше всего пострадали пассажирки каршеринга. У водителя имеется порядка десяти штрафов за 2018 год, а перед тем как сесть за руль он употреблял алкоголь.

17 апреля в половине пятого утра 23-летний молодой человек на Hyundai Solaris от «Делимобиля» съехал в кювет и врезался в дерево на Приморском шоссе между Лисьим Носом и Ольгино. Скорость автомобиля составляла около 150 км/ч, водитель погиб на месте.

16 апреля 20-летний водитель каршеринговой Skoda Rapid не уступил дорогу мотоциклисту, который ехал по Рыбацкому проспекту, в то время как «шкода» выруливала с прилегающей территории. 32-летний мотоциклист умер в машине скорой помощи.

16 апреля каршеринговая иномарка сбила девушку-пешехода на «зебре» на Петровской набережной. Прохожая получила перелом ноги.

Закрыть