Яндекс.Метрика
  • Игорь Федоров

Руководитель петербургского УФАС рассказал, есть ли сговор между владельцами заправок

В эксклюзивном интервью «ПД» руководитель Санкт-Петербургского управления Федеральной антимонопольной службы России Вадим Владимиров высказал также мнение, стоит ли ограничивать время работы крупных сетевых магазинов
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

- Недавно Федеральная антимонопольная служба отметила 15-летие. Что удалось службе за эти годы и что не получилось реализовать? 

- ФАС – очень современное ведомство, которое входит в 20 лучших антимонопольных служб мира. Об этом говорит и тот факт, что, следуя явлениям времени, мы регулярно вносим изменения в антимонопольное законодательство. Вот и сейчас готов очередной пакет законов, который посвящен регулированию в условиях цифровой экономики.

Что не получилось? По оценкам международных экспертов, у нас очень хороший закон о контрактной системе, но его многие критикуют. И мы понимаем эту критику. Экономия бюджетных средств – это, конечно, хорошо, но госзаказчику прежде всего надо получить вовремя и качественно выполненную работу. Построить школу, детсад. А если приходит некто и сбивает цену в два раза, то заказчик, безусловно, будет настороженно относиться к такому участнику и всеми силами попытается от него избавиться.

- А если в разрезе проблем Петербурга? 

- Большой победой мы считаем вердикт Верховного суда в споре с городским Комитетом по развитию туризма, который купил логотип Петербурга у известной дизайн-студии за рубль. Это наглядный пример неконкурентного мышления органов власти. Даже если что-то закупается за символическую цену, то необходимо проводить торги. У нас прошел почти без замечаний чемпионат мира по футболу. Бизнес нас услышал, и практически никто незаконно не использовал символику FIFA.

- Какие направления работы самые трудные для вас? 

- Всегда сложно с естественными монополиями, электриками, например. Раскрыть картельный сговор тоже непросто. Похоронная отрасль требует отдельного внимания.

- Как вы можете в целом оценить конкуренцию в нашем городе? 

- Санкт-Петербург – высококонкурентный город. У нас нет отраслей, в которых отсутствует конкуренция. Культура, торговля, промышленность – она есть везде. Что положительно сказывается на уровне цен.

Могу назвать целый сегмент экономики, который успешно обходится без антимонопольного регулирования. Это такси. Цены вполне доступные, обслуживание хорошее, выбор машин на любой вкус.

У меня четверо маленьких детей. Когда мы все вместе куда-то едем, то вызываем минивэн. И без всякого вмешательства Федеральной антимонопольной службы через несколько минут после вызова машина, оборудованная детскими креслами, стоит под окном.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

- Кого бы вы назвали главным нарушителем антимонопольного законодательства в нашем городе? 

- Как и в целом в России – это органы власти. Зачастую своими действиями они препятствуют конкуренции. Например, наделяют государственные унитарные предприятия эксклюзивными полномочиями.

Автомобильное обслуживание депутатов, оценка недвижимости, праздничное оформление города – все эти услуги могут и должны оказывать коммерческие предприятия. Но почему-то город отдал это сначала на откуп ГУПам (государственным унитарным предприятиям), а сейчас передает ГКУ (государственным казенным учреждениям).

- И какой комитет чаще всего нарушает?

- Больше всего жалоб поступает на Комитет по государственному заказу. Это связано с тем, что именно этот комитет осуществляет закупки для городских нужд. Но у них специфика такая.

И здесь уже мы говорим не о нарушении антимонопольного законодательства, под которым мы подразумеваем закон о защите конкуренции, а о нарушениях закона о контрактной системе (44-ФЗ).

Петербург тратит огромные деньги на закупки, и почти каждые торги, объявленные комитетом, могут обжаловаться, причем не один раз.

- В целом с властью как охарактеризуете отношения? 

- У нас хорошее конструктивное взаимодействие с губернатором, вице-губернаторами, с председателями комитетов. Другое дело, что последние стали часто меняться. Только выстроишь взаимоотношения, и тут раз – направили на другое место работы.

- Федеральной антимонопольной службой руководит Игорь Артемьев – он петербуржец и хорошо знает город. Как все сказывается на вашей работе? Он следит за ситуацией в городе?  

- Конечно. И не только он. Очень часто у нас в гостях бывают его заместители, часть из которых тоже петербуржцы.

- А что можете сказать о внутренних проблемах? 

- Основная проблема – это текучка кадров, связанная с низкой оплатой труда в территориальных управлениях.

Наших специалистов я бы поделил на три категории. Первая – молодые ребята, недавние выпускники университета. Они набираются опыта. Вторая – замужние дамы бальзаковского возраста, преданные своему делу. Последняя категория начинается от начальников отделов, которые получают более или менее адекватное вознаграждение.

- Вашу работу нельзя считать спокойной, как обстоят дела с безопасностью? 

- В одном из регионов в руководителя управления два раза стреляли и оба раза попали. Правда, он сказал, что это личное дело.

У нас была история: к сотруднику подошли и сказали, что он принял неправильное решение. Об угрозах сразу же узнало руководство, которое все сообщило в обеспечивающую нашу безопасность структуру.

- Как обычному человеку понять вашу зону ответственности? На что вам можно жаловаться? 

- Действия естественных монополий – это почти всегда наши заботы. Я говорю «почти», так как с 2015 года территориальные органы ФАС не рассматривают жалобы граждан на хозсубъекты, которые занимают доминирующее положение. Все эти жалобы мы чаще всего перенаправляем в Роспотребнадзор. Мы работаем с жалобами юридических лиц.

Еще одна деталь – тарифами на услуги естественных монополий занимается центральный аппарат ФАС России. В работе комиссии городского Комитета по тарифам принимает участие наш представитель. Пока претензий к деятельности тарифного органа Петербурга, о которых мы были бы обязаны сообщить в Москву, у нас нет.

Если вы хотите заявить о картельном сговоре – это точно к нам. Если же вы сами участник такого сговора, то, если честно нам в этом признаетесь и расскажете об остальных, будете освобождены от штрафов. На жизнь граждан мы влияем опосредованно – через развитие рыночной среды.

- А, например, известная история с автомобилистами в аэропорту Пулково, когда там сократили бесплатный интервал посадки-высадки пассажиров? 

- Транспортные зоны для пассажиров в аэропорту сконструированы не самым лучшим образом, и все попытки управляющей компании наладить работу чаще всего упираются именно в проблемы с логистикой. Напомню, что все началось с того, что они уменьшили бесплатное время посадки и высадки до 10 минут. Мы сказали: это неправильно, надо вернуть 15 минут. Наше предупреждение оспаривалось в суде. Три инстанции сказали, что мы правы, и 15-минутный интервал вернулся.

- Недавно депутаты предложили ограничить время работы крупных сетевых магазинов. Что вы об этом думаете? 

- Если запрещать, то всем. Вне зависимости от возраста, пола и воинского звания. Иначе это явная дискриминация. Хотя крупный продовольственный ретейл – враг конкуренции. Они не дают развиваться малому бизнесу. С другой стороны, там светло, чисто, огромный выбор товаров. «Малышам» надо выживать за счет эксклюзивности.

- Тема автозаправочных станций: компаний много, а цены одинаковые. Сговор? 

- Все черпают из одной бочки – нефтеперерабатывающий завод в Киришах, расходы на транспортировку и налоги у всех одинаковые.

- Как вы относитесь к тому, что УФАС отдаст надзорные функции в области рекламы саморегулируемой организации? 

- Положительно. Роль государства в экономике должна сокращаться. И если за соблюдением правил следит сам рынок, это можно только приветствовать.

СПРАВКА 

Руководителем Санкт-Петербургского УФАС России Вадима Владимирова назначили 12 декабря 2013 года.

79 человек служат в Санкт-Петербургском УФАС. Для города этого мало, считает Вадим Владимиров.

1 млрд рублей от начальной суммы торгов – граница, до которой УФАС рассматривает дела. Все остальные контролирует Москва.

15 000 рублей составляет зарплата молодого специалиста, решившего начать работать в Санкт-Петербургском управлении Федеральной антимонопольной службы. Как правило, на эти должности претендуют выпускники вузов.

Закрыть