Яндекс.Метрика
  • Алина Чемерис

Орнитолог рассказал, где в Петербурге можно встретить журавлей и ушастую сову

Старший научный сотрудник Зоологического института РАН Владимир Храбрый объяснил, почему можно кормить уток булками

БЫЛ БЕРДВОТЧЕРОМ, ПОКА ЭТО НЕ СТАЛО МЕЙНСТРИМОМ

Новое популярное хобби с модным названием «бердвотчинг» становится все более привлекательным для петербуржцев. В принципе, чтобы понаблюдать за птицами, далеко ходить не надо: порой достаточно просто выглянуть в окно. Но для продвинутого бердвотчера это не вариант – он, вооружившись фотоаппаратом и блокнотом, отправляется в петербургские парки в надежде встретить новый для себя вид птиц. 

А пернатых жителей в Северной столице немало. На территории Петербурга вьют гнезда свыше полутора сотен видов птиц и еще около сотни пролетают над городом транзитом во время миграций. Но иногда и они, на радость бердвотчерам, делают остановки, и тогда, если повезет, есть возможность понаблюдать за жизнью целой колонии журавлей или диких гусей.

И если для кого-то «тихая охота» на пернатых – возможность с пользой провести свободные несколько часов, то для старшего научного сотрудника Зоологического института РАН орнитолога Владимира Храброго бердвотчинг с раннего детства определил всю его жизнь.

Ученый родился в семье военного и школьной учительницы. Жили в небольшом белорусском селе, куда в те годы командировали отца. И тогда, будучи пятилетним мальчишкой, Владимир Храбрый целыми днями наблюдал за пернатыми соседями. Строчил в дневник описания птиц, строил для них кормушки.

«Я уже тогда решил, что буду орнитологом, – рассказывает ученый. – Это стало моей мечтой. И даже когда мне поступали крайне выгодные предложения уйти в другие сферы, я отказывался. Не хотел ничем заниматься, кроме птиц. Всю жизнь их изучаю».

Окончив школу, Владимир Храбрый подал документы в ЛГУ, но не поступил, а после призыва в армию был направлен служить на подводную лодку.

Увлекся журналистикой – начал писать. Ему тут же поступило предложение стать военным корреспондентом. Но сманить Храброго было невозможно никаким «калачом».

«В результате так вышло, что наша подводная лодка оказалась в Одессе на резервации. А в городе есть вуз! И мне разрешили поступить. Так я и стал студентом биофака Одесского государственного университета, еще будучи на флоте. Тогда наш капитан медслужбы мне предложил перевестись в Военно-медицинскую академию и стать военврачом. Но я сказал нет. Только орнитологом», – делится ученый.

ПОВЕЗЛО С ПТИЦАМИ 

Последние 30 лет кандидат биологических наук Владимир Храбрый занимается изучением местной фауны. Говорит, петербургским любителям наблюдать за птицами очень повезло: город расположен в уникальном месте – на Беломоро-Балтийском миграционном пути. А это значит, два раза в год – весной и осенью – над нами пролетает множество кочующих пернатых.

«Некоторые птицы просто транзитом пролетают, а некоторые останавливаются на водоемах и лугах на привал, – рассказывает Храбрый. – Сейчас в районе Пулково, Каменки и Красного Села можно обнаружить стоянки диких уток, гусей, журавлей. Вообще, в Петербурге представлена практически вся фауна Ленинградской области. А это 328 видов. В их числе и перелетные птицы, и гнездящиеся в наших краях. Ведь город – это такой же биотоп, как поле, лес, горы или луг. Птицам есть, где кормиться, размножаться и жить. Наши каменные дома для них – аналог скал. Вот мы сейчас с вами стоим на стрелке Васильевского острова, рядом с нами растут липы, а под ними луг. На этих липах гнездятся чаще всего вороны, реже – скворцы. Встречаются также воробьи и дрозды-рябинники. Питаются они прямо здесь – на этом лугу».

По словам орнитолога, а Европе и Америке бердвотчинг популярен давно. Ведь наблюдать за птицами проще, чем за зверями, увидеть которых гораздо сложнее.

«Был случай лет 20 назад. Канадцы попросили показать им редкие виды. Отвел их в Лахту. И я был поражен, когда мужчина достал тетрадку и записал увиденных птиц в перечень под номером восемьсот какой-то».

Особенно птицы облюбовали петербургские парки. Как отмечает ученый, если быть внимательным, всегда можно заметить пять-шесть видов. Разнообразие пернатых в первую очередь зависит от местности: если есть небольшая речка, хвойные и широколиственные деревья, – вот где раздолье для бердвотчера. Если запастись временем и терпением, в таких местах можно встретить 30-40 различных видов.

Для любителей птиц сегодня проводят экскурсии в Ржевском лесопарке, но, по словам Владимира Храброго, тех же пернатых можно встретить и в любых других богатых растительностью парках Петербурга.

«В Сосновке, Юнтоловском заказнике или парке культуры имени Кирова можно встретить, к примеру, ушастую сову, – поясняет ученый. – Зимой и осенью эти совы даже в Летний сад прилететь могут. А вообще, живут они в чужих старых гнездах. Занимают бывшие жилища ворон, сорок, дроздов-рябинников. Сову даже можно специально привлечь: повесить на дереве ведро, положить на дно палочки-веточки, и вскоре в такое "гнездо" с удовольствием заселится какая-нибудь неясыть».

ПЕРНАТЫХ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Этой весной численность пернатых в городе увеличится – сейчас птичье братство высиживает птенцов.

«Особенно остро люди реагируют на ворон, – говорит Храбрый. – Иногда их птенцы слетают на землю. И тогда, если рядом с вороненком окажется, к примеру, кошка, собака или человек, мать кинется защищать детеныша. Поэтому, если вы вдруг увидели на земле птенца, не подходите к нему. Вороны сами разберутся».

Однако нередко сердобольные жители стремятся помочь несчастной птице, особенно если она ранена, и забирают домой в попытке выходить и потом выпустить на волю. Эту задачу, уверен орнитолог, лучше оставить ветеринарам.

«Кроме того, иногда люди замечают стрижей на земле. Надо помнить: здоровая птица никогда на землю не сядет. Можно попробовать приподнять стрижа на ладошке, иначе он не взлетит. Но если с ним что-то не так, есть масса организаций, которые лечат таких птиц и потом отпускают. Лучше передайте найденыша им. Самостоятельно выкормить стрижа практически невозможно. Это очень сложная и кропотливая работа», – отмечает ученый.

Что касается любителей покормить птиц, то их «услуги» пернатым пригождаются только зимой. Летом корма и так достаточно. От хлеба и сухарей, говорит ученый, птицам вреда не будет, но если есть возможность, все же лучше угощать их комбикормом.

«Я никогда не видел массовой гибели птиц от того, чтобы их кормили хлебом, – говорит Владимир Храбрый. – В последнее время водоплавающие птицы все чаще остаются у нас на зимовку. Причины, скорее всего, – изменение климата и наличие кормовой базы. Но есть и так называемые "хитрые" утки: они не улетают, потому что привыкли, что петербуржцы не оставят их голодными».

Но есть в городе и те, кто особо не переживает за состояние птиц, а, напротив, безответственно эксплуатирует пернатых. Речь об аниматорах, которые предлагают каждому проходящему мимо сфотографироваться с ручным голубем за «пожертвование на корм».

«Это шарлатаны. Я бы запретил такое! Мое мнение как биолога: за это должна быть административная ответственность, – возмущается орнитолог. – Конечно, животное испытывает стресс. Я, как человек, который раньше держал самых разных птиц, могу сказать, что никто своего любимого питомца так использовать не будет».

На вопрос «Есть ли у вас любимая птица?» Владимир Храбрый ответил: «Люблю всех. Они – моя жизнь. Хотя, конечно, с особым трепетом отношусь к хищникам».