Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Митрополит Варсонофий рассказал о реакции церкви на критику

Нужно ли передавать Исаакиевский собор Русской православной церкви? Возможно ли победить цинизм в обществе? И какую социальную и молодежную работу проводят в Петербургской епархии? На все эти вопросы за несколько дней до Пасхи в интервью «ПД» ответил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

- Вы возглавляете Санкт-Петербургскую митрополию пять лет. Чего удалось достичь за это время? 

- Главное мерило достижений для нас – сколько людей мы смогли привести к благочестивой жизни, стало ли благодаря нашему служению меньше совершаться грехов. Материальная жизнь столь увлекает людей, что духовное уходит на второй план. Эти приоритеты необходимо менять. И когда смотрим на окружающую действительность, видим, что работы еще много.

Ищем новые методы и стараемся работать всесторонне: строим храмы, занимаемся молодежной, социальной и катехизической работой, открываем воскресные школы, ведем пастырское душепопечение. Cловом – делаем все, чтобы открыть человеку путь к Богу, к высшему счастью, которое только может быть в этом мире.

С трудом удалось начать процессы выделения участков для строительства храмов в микрорайонах Санкт-Петербурга и возвращения храмов, отнятых в богоборческие времена.

За пять лет количество приходов увеличилось на 80, священнослужителей – на 150, воскресных школ – на 70.

- В каких районах больше всего не хватает приходов? В городе появляются новые жилые кварталы, где проживают десятки тысяч людей, планируется ли там строительство храмов? 

- В Русской Православной Церкви было рассчитано минимальное соотношение количества храмов на число жителей – хотя бы один на десять тысяч человек. Сами посудите, много мы строим или мало. Нам еще нужно потрудиться, чтобы приблизиться к общецерковной норме. Особенно приходов не хватает в Калининском, Невском, Московском, Кировском, Красногвардейском, Фрунзенском, Красносельском районах. В среднем в них приходится один храм на 50-100 тысяч человек. В городе должны быть храмы шаговой доступности.

При строительстве храмов в новых микрорайонах необходимо учитывать интересы всех жителей на стадии разработки проекта, чтобы создавать комфортную среду и продолжать традиции застройки Санкт-Петербурга, ведь храмы всегда были городскими доминантами. Сегодня правила не позволяют спокойно решать эти задачи, храмы ограничены по высоте и в зоне жилой застройки, здания религиозного назначения отнесены к условно разрешенному виду использования, а это значит, что можно застраивать только 50 процентов участка. Поэтому приходится искать территорию, в два раза превышающую необходимую по площади, что проблематично, учитывая высокую плотность застройки.

В подавляющем большинстве случаев инициатива строительства храма принадлежит жителям, которые обращаются в епархию за благословением и помощью. Все храмы строятся на пожертвования, без финансирования из бюджета города или страны.

Фото: «Петербургский дневник»

- Должен ли Исаакиевский собор вернуться к Церкви? 

- Все храмы, которые были построены нашими предками как храмы и были освящены, рано или поздно должны возвращаться к законному владельцу. В Санкт-Петербурге такие храмы есть, и речь не только об Исаакиевском соборе. Видимо, не все еще созрели, чтобы понять это.

- Как, по вашему мнению, Церковь должна реагировать на светскую критику? 

- Против критики мы безоружны, потому что не можем и не должны отвечать злом на зло и наш ответ не будет таким хлестким и острым, как у тех, кто нас критикует. Если смотреть глубже, в большинстве случаев критику вызывает не столько, например, частная жизнь священников, которая, к сожалению, иногда не соответствует высоте сана, а участие Церкви, в последнее время – активное, в общественной жизни страны. 

Церковь как равноправный участник имеет право выражать свое мнение по многим вопросам, в том числе по злободневным – нравственности, семейных ценностей, абортов, биоэтики, влияния технического прогресса на свободу человека.

Все остальное – критика конкретных священнослужителей – виноватых и не очень – это частности, из которых делаются неправильные выводы. Не открою секрета, если скажу, что есть люди, для которых важна сама по себе борьба с Церковью и не имеет значения, какие поводы для этого можно использовать, цель очевидна – ограничение ее деятельности как таковой.

Добавлю, что, говоря о современных средствах коммуникации, необходимо понимать, что мы приходим в храм, чтобы в молитве обратиться к Богу. Общение вне богослужения другая история. Скажем раньше, старцы отвечали на письма, а теперь им можно позвонить или написать в мессенджере, задать вопросы, попросить совета. Поэтому современные технологии можно использовать для духовного движения вперед, это совершенно нормально. В тех же соцсетях кому-то о Боге рассказать, тоже неплохо. Только такой разговор нужно вести спокойно и мирно, не отвечать на выпады в адрес церкви, не гневаться. Вежливо свидетельствовать о своей вере в Бога.

Другое дело, что отвлекаться на празднословие и терять драгоценное время жизни, нет смысла.

- В Петербурге сложилась уникальная атмосфера межконфессиональной дружбы, как это было достигнуто? 

- У апостола Иоанна Богослова сказано, что Бог есть любовь. И Он создал Церковь, которая призвана нести людям спасение в мире и любви. Санкт-Петербургская епархия всегда имела дружественные отношения с традиционными религиями России. Наш город в силу столичного статуса исторически являлся центром почти всех религий и конфессий Российской империи, традиционно здесь в мире и согласии жили представители многих общин. Эта традиция продолжается и сегодня.

- Почему вы решили оставить пост управляющего делами Московской Патриархии? 

- В последнее время возросли семена, заложенные Святейшим Патриархом Кириллом в первые годы первосвятительского служения. Общецерковная и епархиальная жизнь стала настолько интенсивной, что для меня стало невозможным совмещать две должности с большим объемом работы, учитывая, что Санкт-Петербургская епархия – вторая по значимости в Русской Церкви.

- Какая социальная работа ведется в церковных приходах? 

- Каждый человек для нас – Божие творение, и оказание помощи с нашей стороны не зависит от того, насколько сильная или слабая вера в просящем. Приходы епархии стараются помочь с одеждой, продуктами, временным жильем, восстановлением документов. Детям-сиротам, имеющим инвалидность или без нее, ищут опекунов и приемных родителей. Часто сами священнослужители берут в свои семьи детей из приютов. Епархия, например, через социальный отдел помогает малоимущим акцией «Народный обед». В прошлом году было роздано 38 тысяч горячих обедов.

Задача упомянутого социального отдела – не просто оказать человеку разовую помощь, но принять его полностью, помочь встать на ноги, довести дело до конца. Эта ежедневная, нелегкая, но благодатная работа. Отдавая частицу себя ближнему, человек получает гораздо больше – внутреннюю радость и благодать Божию.

Социальной работой в епархии мы будем заниматься еще больше. Например, в сентябре епархии была возвращена часть комплекса зданий на улице Крупской, в которых до революции размещался дом милосердия, созданный праведным Иоанном Кронштадтским. После реконструкции планируем создать там социальный центр с приютом для бездомных, благотворительной столовой, возможно, кризисным центром для беременных. Планов много, нужны средства на восстановление.

- Становится ли больше православных среди молодежи? Как уберечь вступающих в жизнь от искушений современного мира? 

- Сейчас изменился состав приходов. Если, к примеру, лет 25-30 назад прихожанами храмов были в основном люди старшего поколения, то сейчас много детей, молодежи, молодых семей, людей среднего возраста. И на них, как наиболее активную часть прихода, священники опираются в организации приходской жизни.

В 160 приходах есть воскресные школы, в них согласно христианскому мировоззрению дети развивают творческие способности. На многих приходах имеются молодежные группы, которые участвуют в социальной, духовно-просветительской, миссионерской деятельности. Дискутируют на актуальные темы, просматривают и обсуждают фильмы. Организуют выезды, походы, паломничества с посещением святынь, мест боевой славы, знакомятся с историей региона. Молодежные клубы и общины храмов объединены в Ассоциацию православных молодежных общин. Она проводит выездные форумы, интеллектуальные игры и т. п.

Есть и другие молодежные организации, объединяющие молодых людей и направляющие их на добрые дела – такие, как епархиальная добровольческая служба, студенческая ассоциация «Покров». Церковь в многообразных формах взаимодействует с учебными заведениями, домами молодежи, творческими и досуговыми центрами, волонтерскими и патриотическими организациями. Не остаются в стороне и занятия спортом – они для молодежи важны и интересны.

Все это в целом привлекает молодое поколение в Церковь. Но главная цель – формировать личность молодого человека – с высокими духовными устремлениями, богатым внутренним миром, нравственным стержнем, и в служении людям.

Фото: «Петербургский дневник»

- Можно ли бороться с цинизмом в обществе? 

- Прежде необходимо посмотреть на себя, попробовать самому в себе что-то исправить, стать примером для других в отношении с семьей, близкими. Тогда это будет пример, достойный подражания. Если приходя в храм человек кается, исповедуется в грехах, хорошо, значит, он уже очищает свое сердце. К нему приходит благодать, сила, энергия, которые помогают совершать новые хорошие поступки. А если у человека нет этой энергии, своими силами много не сделаешь.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя, и вокруг тебя тысячи спасутся». Если ваш личный пример не действует, ничего не выйдет. Значит там такое глубокое заблуждение и гордыня, что человеческими силами не справится и надеяться можно только на вмешательство Господа.

В глобальном масштабе – войны, катастрофы, болезни – все это не случайность. Гордыня иначе не лечится. Например, Украина возгордилась так, что уже стала посмешищем, при этом дело дошло до гражданской войны. Так и с человеком, совершив зло, человек терзает свою совесть и душу, и если вовремя не погасить гордыню, быть беде.

- Как вы относитесь к религиозному образованию в школах? 

- За воспитание ребенка отвечают три инстанции: родители, школа и церковь. На всех троих лежит ответственность за этот процесс перед Богом. Но родители должны быть примером для своих детей, прежде всего. Воспитывать его в вере и нравственности.

Скажем, нас в семье было шестеро детей. Мы видели, как мама молится, постится, и та стойкость и благородство, с которой она переносила насмешки со стороны атеистов, стала для меня примером по жизни. В советское время, понятно, в школах не преподавали религиоведение. Сегодня хотя бы есть предметы по основам православной культуры, где дети могут познакомиться с историей своего отечества и ее неотъемлемой частью – православной верой. Что же в этом плохого? Бывает, что человек такого натворит в молодости, что потом всю жизнь сожалеет и мучается от этого. Поэтому необходимо не разделять, а объединять усилия по воспитанию. Родителям, школе и церкви вместе заниматься воспитанием ребенка.

- Сейчас идет процесс канонизации мучеников, погибших при политических репрессиях. В связи с чем это происходит? 

- Среди новомученников есть настоящие герои, пострадавшие за веру и правду. Они столкнулись с бездушной, безжалостной системой, но не уступили, не потеряли веру, до конца были преданы Богу. Они всем нам пример веры и любви к Богу.

Как святая Ксения Блаженная и праведный Иоанн Кронштадтский, новомученники, убитые и погребенные на Левашовском мемориальном кладбище, бывшем расстрельном полигоне, тоже герои. Когда читаешь историю их жизни, свидетельства того, как их мучали, убивали, поражаешься. Только в 1937 году на полигоне было расстреляно 869 священнослужителей.

Об этом необходимо рассказать нашим современникам, чтобы ужасы репрессий и нечеловеческого обращения с людьми не повторились вновь.

У нас есть удивительные люди, жизнь которых должна быть ориентиром для остальных. Например, когда был нужен пример для моряков, канонизировали адмирала Федора Ушакова, преданного Богу и Отечеству человека, праведного героя. Он стал примером, социальным ориентиром.

- Расскажите о проведении крестных ходов в Северной столице, в частности, о молодежном молитвенном шествии.

Крестные ходы – неотъемлемая часть церковной жизни, ведь когда мы выходим за ограду храма, то свидетельствуем, что не только храмовое пространство, но и весь мир принадлежит Богу. В царское время крестных ходов было сотни, но в годы советской власти их по понятным причинам не стало.

В течение года в Санкт-Петербурге проходит несколько молитвенных шествий – молодежное, детское, за трезвый образ жизни и другие. Наиболее масштабное, собирающее десятки тысяч участников, посвящено небесному покровителю города – святому Александру Невскому. Ежегодно крестный ход по главной магистрали города становится значимым событием для петербуржцев и гостей города. Он проходит в день перенесения мощей великого князя из Владимира в Северную столицу, 12 сентября. В прошлом году вместе с Казанской иконой Божией Матери по Невскому проспекту была пронесена мировая христианская святыня – десница святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу, которая несколько дней находилась в Санкт-Петербурге.

Молодежный крестный ход тоже ежегодный и посвящен празднованию Дня православной молодежи, совпадающему со Сретением Господним. «Сретение» в переводе с церковнославянского – «встреча», отсюда и название крестного хода – встреча с Богом, друг с другом. Подготовкой крестного хода занимаются сами ребята, информируют сверстников в Интернете, соцсетях, составляют праздничную программу, которая включает и другие события.

Поздравление: 

Дорогие петербуржцы! Братья и сестры! 

В эти светоносные весенние дни примите мое сердечное поздравление с наступающим Праздником праздников и Торжеством из торжеств – Пасхой Христовой!

Сегодня все наши храмы готовятся и украшаются к празднику. В день Святой Пасхи мы празднуем победу над смертью. Господь наш Иисус Христос добровольно взошел на Крест и умер в тяжких мучениях. Но, сойдя в ад, Он вывел оттуда души уверовавших в Него. Без Христа никто не мог и помышлять о вечной жизни. Господь дал нам ясно понять: кто исполняет Его слово, не умрет вовек. Того, кто живет по заповедям Божиим, Господь воскресит в последний день и сделает наследником Царства Небесного. В течение 40 дней мы будем торжествовать Пасху Господню, учиться, как эту радость приобретать, хранить, умножать через веру и добрые дела.

Желаю всем вам мира, крепости духовной и телесных сил, долголетия и процветания. Будем трудиться с подлинно христианским вдохновением и апостольской неутомимостью на том жизненном поприще, на которое каждый из нас поставлен Божиим промыслом, на благо друг друга, нашего города и нашей Отчизны.

Закрыть