Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Сбежал - значит, пьяный: Совфед одобрил закон об ужесточении наказания для виновников «тяжелых» аварий

Максимальное наказание по статье – до девяти лет лишения свободы
Фото: «Петербургский дневник»

Совет Федерации на заседании в понедельник, 22 апреля, одобрил поправки в закон, ужесточающий наказание для водителей, скрывшихся с места «тяжелой» аварии. Теперь если автомобилист убегает с места ДТП, в котором есть тяжело пострадавшие, для него предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы. В случае смерти человека - от двух до семи лет. Если погибли двое и более лиц - от четырех до девяти лет.

НАКАЗАНИЕ ВЕРНУЛОСЬ

На прошлой неделе Государственная дума приняла в третьем чтении поправки к двум «автомобилистским» статьям уголовного кодекса: 264 и 264.1. Они приравнивают побег с места ДТП, если в результате этого столкновения погибли или пострадали люди, к ДТП, совершенному в состоянии опьянения, а это влечет уже очень серьезные санкции. Стоит отметить, что до декабря 2003 года в Уголовном кодексе имелась статья номер 265, по которой за побег с места ДТП можно было получить три дополнительных года колонии. Затем ее отменили, а в 2009 году хотели возродить – но передумали. Теперь, как мы видим, наказание вернулось.

Сейчас побег с места ДТП считается административным правонарушением и по статье 12.27 Административного кодекса карается штрафом или 15 сутками ареста. В крайнем случае, если доказано, что водитель бросил свою жертву в безлюдном месте и никому о ней не сообщил, могут возбудить дело по статье «Оставление в опасности»: здесь возможен максимальный срок – один год.

Сравните с санкциями за пьяную езду. Если за трезвое ДТП с пострадавшими суд карает максимум двумя годами колонии (а чаще штрафом), то за пьяное – четырьмя. За ДТП с погибшими предусмотрен максимальный срок в 5 лет, а если водитель был пьян – то 7. Кстати, это будет уже тяжкое преступление, и придется долго ждать, пока судимость погасится. Теперь семилетний срок грозит каждому, кто сбил человека и уехал. Конечно, поделом, но не может ли здесь случиться судебная ошибка? Корреспонденту «Петербургского дневника» известно о двух таких случаях.

БЫЛИ СЛУЧАИ

Первый был давно, еще в советские времена. О нем рассказал адвокат Виталий Узденский. «Гражданин в тяжелом алкогольном опьянении сбил ребенка и уехал. Удрать ему не удалось: другие водители догнали его машину и заблокировали. Меня поразило, какую жестокость проявил тогда суд. По закону за неумышленное деяние можно было дать большой срок, вплоть до 10 лет, но – в колонии-поселении, где режим щадящий, и иногда даже отпускают на выходные домой. А за намеренное преступление, даже мелкое, отправляли в настоящий лагерь. Суд решил, что ДТП и бегство с места ДТП – это два разных преступления: одно умышленное, а другое нет, и приговорил моего подзащитного по совокупности к 10 годам строгого режима. Как за настоящее убийство. Я осуждал своего клиента, я не одобряю пьяную езду, но как можно было выносить такие приговоры? Конечно, я взялся его защищать и доказал, что клиент сам не понял в момент наезда, что он сотворил. Не понял именно потому, что был пьян. Во второй инстанции умышленное преступление отменили – клиента направили в колонию-поселение».

Другой случай произошел в Петербурге в 2015 году и широко обсуждался в соцсетях. По рассказам водителя, он объезжал даму, идущую по проезжей части в узком переулке. Обогнал впритирку, но успешно, во всяком случае, столкновения не почувствовал. Женщина вдруг начала махать руками и просить остановиться, а когда водитель так и сделал, слабым голосом спросила, не отвезут ли ее в больницу. Помочь женщине, которой вдруг стало плохо, - долг любого мужчины, особенно автолюбителя. Водитель сдал пешехода в приемный покой и даже дал свой номер телефона на случай, если потребуется еще какая-то помощь. И только через неделю узнал, что в больнице дамочка заявила не о проблемах с сердцем, а о травме, полученной в результате ДТП. Вот и номер машины имеется, и телефон виновника, и сам виновник якобы прекрасно помнит, как совершил наезд. В полицию он не заявил, на место происшествия не вернулся, значит, заслуживает самого серьезного наказания. Мужчину не только лишили прав на полтора года и оставили без работы, но также забросали счетами за медобслуживание и за компенсацию пропавшего из-за болезни отпуска. Единственным доказательством в суде стал снимок из травмпункта: сотрудники ГИБДД на место не выезжали и никакого дознания не проводили. «Эта мадам просто решила вылечить за мой счет старую травму и попутно чуть не сломала мне жизнь», - резюмировал бывший водитель. Половина читателей блога ему поверила, другая – сочла историю слишком фантастической.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В 2015 году бегство с места ДТП считалось административным правонарушением и наказывалось одним только лишением прав. Совсем другое дело – колония на 4 года. Конечно, такому приговору будет предшествовать серьезное следствие, и одной врачебной справки будет недостаточно. Но и сам водитель должен действовать грамотно.

«Довольно часто случается, что водитель уезжает с места ДТП, потому что потерпевший просит отвезти его в больницу, - говорит адвокат Владимир Гарнин. – Суды к такой ситуации относятся с пониманием, особенно если в деле есть расписка потерпевшего или видеозапись, подтверждающая этот факт. Главное, чтобы водитель успел заявить о столкновении в полицию, чтобы ГИБДД узнало об этом от него, а не из телефонограммы из больницы. И вернуться на место происшествия, чтобы там его осмотреть вместе с инспектором, тоже нужно».

Руководитель общественного движения автомобилистов «СПб Авто Святослав Данилов полагает, что новый закон нужен. Но система не продумана. 

«Я приветствую новый закон как меру, которая сможет предотвратить такое преступление как бегство с места аварии. Но я не понимаю, зачем требовалось учинять такую путаницу: вместо того, чтобы просто ввести санкции за побег с места столкновения, почему-то придумали уравнять это преступление с совсем другим, то есть с пьяной ездой. Смешали все в кучу. Что касается судебных ошибок, то я в них не очень верю, потому что сбить пешехода и не заметить - это просто невероятно. А тем более - столкнуться с машиной, да еще так, чтоб люди там получили травму. Единственный раз мне доводилось услышать о таком случае, когда фура поворачивала и сбила задним бортом велосипедиста, а водитель тягача был уже за поворотом и этого не увидел. Но в этом случае водитель смог все объяснить сотрудникам», - отметил эксперт в разговоре с «ПД». 

Закрыть