Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Фотографии Довлатова нашлись на помойке

На них писатель запечатлен во время экскурсии в Пушкинских Горах

Известный петербургский блогер и экскурсовод Татьяна Мэй написала панегирик помойкам. И, в частности, вспомнила историю нахождения там уникальных фотографий с Сергеем Довлатовым. «Петербургский дневник» тоже помнит эту историю, а читатели Татьяны Мэй – роман Довлатова «Заповедник».

Именно в Пушкинских Горах, где Довлатов работал экскурсоводом, были сделаны снимки. Главное же, что подобные фотографии, если покопаться на антресолях, может найти у себя каждый второй житель Москвы и Петербурга.

Фотографии Довлатова нашел в 2012 году московский культуролог Виталий Любимов. Он описывал это так: «В районе Молчановки увидел кучу мусора, а в ней – груду писем и книг по театроведению и литературоведению. Очевидно, человек, которому принадлежало это имущество, умер, не оставив потомков, и новые хозяева жилья вынесли ненужный им "хлам" на помойку. Фотографии, которые я нашел, принадлежали женщине, похоже, что профсоюзному функционеру среднего звена, которая ездила с приятельницей по пушкинским местам: Тригорское – Михайловское – Пушкинские Горы – Псков. Фотографии были ничем не примечательные, вот только на них оказался Довлатов. В 1976-1977 годах он работал там гидом. Наверняка автор фотографии ни тогда, ни потом так и не узнал, кого он сфотографировал. Из всей довольно толстой пачки Довлатов оказался на шести фотографиях. Остальные запечатлели местные красоты, гроты, усадьбу Ганнибала и прочее». 

Россыпь комментариев под постом Татьяны Мэй представляла, по сути, перепись любимых цитат из «Заповедника», а победила, конечно, эта: «Погода на четыре с минусом. А главное – абсолютно нет мужиков. Некоторые девушки уезжают, так и не отдохнув».

Андрей Арьев, литературовед и знаток творчества Довлатова, отметил, что фотографии, опубликованные в Интернете, с которыми даже время ничего не смогло сделать, выглядят профессионально, и предположил, что снимали их не сами отдыхающие (может быть, те самые, которым не удалось «отдохнуть»), а местный пушкиногорский фотограф Валерий Марков. Это про него говорила отдыхающая Натэлла: «Единственный порядочный человек здесь – фотограф. Законченный пропойца. Я вас познакомлю. Он научил меня пить "Агдам". Это нечто фантастическое! Он и вас научит…» 

«Обычно такие фотографии делались в начале экскурсии, чтобы к ее окончанию туристы уже могли купить готовые снимки. Сам Марков умер, не оставив наследников. Снимки, конечно, не высокохудожественные, стандартные. Часть его архива осталась в Псковской области, где организован маленький музей Довлатова, а часть осталась у клиентов. Каждый, кто был в Пушгорах в то время, может поискать у себя и найти фото, на котором он рядом с Довлатовым», – говорит Арьев.

Уникальные фотографии до сих пор хранятся у Любимова. Он рассказал «Петербургскому дневнику», что никто не попытался их истребовать. Найденные вместе со снимками книги так и остались на помойке.