Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко, Святослав Афонькин

Найти управу на «зайцев» кондукторы и контролеры пока не могут. Таков закон

Тем не менее, в Петербурге в общественном транспорте будут ловить безбилетников

В культовом фильме «Брат» сцена в трамвае, где Данила Багров смог помочь оштрафовать безбилетников только при помощи револьвера, запомнилась миллионам зрителей. Однако у современных петербургских кондукторов нет права не только носить при себе револьвер, но даже и составлять протоколы на «зайцев». «Петербургский дневник» разбирался, почему сложилась эта неприятная ситуация и что можно сделать, чтобы решить проблему.

ПРОСТО НЕТ ПРАВА 

В каждом городском троллейбусе, автобусе и трамвае пассажирам неустанно напоминают, что безбилетный проезд – это административное правонарушение, за которое полагается штраф в размере 500 рублей.
Правда, никто не спешит распространяться о том, что даже протокол об этом нарушении составить сегодня фактически невозможно. Дело в том, что ни простой кондуктор, ни проверяющие на линии таким правом просто не обладают.

Эта привилегия принадлежит только сотрудникам Комитета по транспорту, которых явно не хватит, чтобы наказать даже малую часть безбилетников.

ОБИДНАЯ ТАЙНА

Как поделились с «Петербургским дневником» источники из сферы пассажирских перевозок, за последние годы никто не может вспомнить ни одного случая, когда кому-то удалось наказать безбилетников рублем. В реальности кондуктор может действовать только уговорами, и если они возымеют силу, то довольствоваться лишь платой за билет.

Полномочия контролеров также ограниченны. Все, что они могут, – это тоже лишь уговаривать «зайцев».

ТАК БЫЛО НЕ ВСЕГДА 

В самом Комитете по транспорту «Петербургскому дневнику» пояснили, что так было не всегда: изменения произошли в 2013 году.

До этого времени должностные лица СПб ГКУ «Организатор перевозок» могли выписать тот самый квиточек. Но после проверки прокуратуры Санкт-Петербурга была оспорена возможность составлять протоколы для тружеников билетной ленты.

Протест признали юридически обоснованным, и с тех пор только представители Комитета по транспорту способны законным образом карать рублем нерадивых пассажиров.

ГОТОВИТСЯ ПРОФИЛАКТИКА 

К сожалению, в комитете не ведется статистика по таким нарушениям, поэтому о масштабах бедствия судить сложно. А пока в ведомстве уверяют, что делают все возможное, чтобы решить эту проблему.

«При этом подведомственное комитету СПб ГКУ «Организатор перевозок» планирует проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов проезда без оплаты. Материалы по фактам выявленных нарушений будут направляться в комитет для возбуждения дел об административных правонарушениях и принятия мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности», – гласит ответ ведомства на запрос «Петербургского дневника».

БОЛЬШИНСТВО ПАССАЖИРОВ ПОРЯДОЧНЫЕ

В ГКУ «Организатор перевозок» заявили, что они неоднократно обращались в Комитет по транспорту, который в свою очередь просил депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга вернуть кондукторам и ревизорам право составлять протоколы.

«Мы считаем, что это правильно. Таким образом можно на самом деле уменьшить количество «зайцев», а также увеличить сборы штрафов за безбилетный проезд», – сказал пресс-секретарь «Организатора перевозок» Роман Агапитов.

Впрочем, если судить по данным предприятия «Пассажиравтотранс», большинство петербуржцев все-таки ведут себя порядочно и честно платят за проезд. Так, в организации насчитали только 5 % безбилетников от всего пассажиропотока. Среди них те, кто не оплачивает проезд электронными билетами, а также те, кто пользуется чужими или просроченными проездными.

В «Горэлектротрансе» отметили, что какой-то точной статистики по безбилетникам не существует, но, по самым грубым подсчетам, «зайца» можно найти только в каждом седьмом троллейбусе.

Перевозчик также отметил, что, поскольку средства от оплаты проезда являются одной из основных составляющих дохода перевозчика, они необходимы для стабильного функционирования отрасли и организации качественной и безопасной перевозки пассажиров.

«ЧТО МОГЛИ - УЖЕ СДЕЛАЛИ» 

В то же время городской парламент в этой ситуации не способен самостоятельно коренным образом изменить положение дел, пояснил глава комитета по законодательству Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок.

«Дело в том, что по федеральному закону штрафовать за безбилетный проезд могут только государственные служащие. Кондуктор и контролер – это просто сотрудники государственного предприятия, но не госслужащие. Максимум, что могли, мы сделали: установили штраф, обозначили ответственность для чиновников, составляющих протоколы, но как это сейчас происходит, пока непонятно», – сказал Четырбок.

По его словам, ранее были предложения двукратно увеличить штраф для безбилетников. Тем не менее, депутаты такую меру не поддержали, ведь ужесточение санкции, которая по факту не работает, не самая хорошая идея.

«Зачем раздражать людей штрафами в нынешней экономической ситуации? Ведь ситуации бывают разные. Например, может пострадать какая-нибудь бабушка», – считает парламентарий. Он добавил, что дать полномочия кондукторам составлять протоколы нельзя «хоть тресни», пока этого не позволяет федеральный закон. Поэтому этот казус можно разрешить либо на федеральном уровне, либо каким-то образом изменив систему работы комитета, полагает депутат.

ПРОБЛЕМА ПРЕУВЕЛИЧЕНА? 

Председатель парламентской комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, ответственной и за городской транспорт, Алексей Макаров утверждает, что эту проблему не стоит преувеличивать.
По словам народного избранника, с точки зрения законодательства вопрос решен, состав нарушения сформулирован, а должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, назначены. Никаких проблем депутат в этом вопросе не видит.

«Вы знаете, лично на мой взгляд данная проблема не является актуальной, поскольку в наземном пассажирском транспорте везде есть кондукторы, которые занимаются продажей билетов и контролем за тем, чтобы пассажиры оплачивали проезд», – пояснил свою позицию депутат.

ВЫЗЫВАЙТЕ ПОЛИЦИЮ 

В случае если пассажир упорствует в своем желании проехаться бесплатно, нужно просто вызывать сотрудников правоохранительных органов, считает народный избранник. 

«Если речь идет о принципиальном публичном отказе оплачивать проезд, иначе говоря, о грубом пренебрежении к обществу, нарушении общепринятых правил поведения, то это можно квалифицировать как мелкое хулиганство», – убежден Алексей Макаров.

КОНКРЕТНО 

500 рублей – такова минимальная сумма штрафа за безбилетный проезд, максимальная – 1000 рублей.

15 суток административного ареста грозит безбилетникам, решившим совершить поездку в общественном транспорте бесплатно.

Закрыть