Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Эксперты спорят, нужен ли Петербургу музей современного искусства

Мнения специалистов по поводу создания музея современного искусства неоднозначны. Одни считают, что у нас и так достаточно подобных пространств. Другие подчеркивают: нужен государственный музей современного искусства

ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ 

По мнению директора Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков Марины Джигарханян, чем больше музеев будет в городе – тем лучше. «В Париже как минимум 5-10 таких музеев. В Осло – три. В Копенгагене – два. Во всем мире идет развитие музеев современного искусства. Их никогда не будет достаточно», – говорит она. Эксперт объясняет, что частные музеи отражают прежде всего вкус частного лица. И в этом их существенное отличие от государственных.

В то же время Марина Джигарханян считает, что подходить к этому вопросу нужно аккуратно: «Петербург – город классический, немного консервативный. В музей должны попадать апробированные вещи, имеющие художественное достоинство».

«Музей современного искусства мог бы стать значительной точкой социального притяжения, как это случилось с парижским Центром Помпиду, который ежегодно посещают миллионы людей», – уверен вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин.

«Удивительно, что у нас в Петербурге до сих пор нет государственного музея современного искусства, как в Москве. Надо, чтобы было больше современных качественных выставок», – вторит им директор Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО Мария Кузьмина (Катц). По ее словам, музей – это в первую очередь пространство для диалога с посетителями. «В нашем городе есть Эрмитаж, есть Русский музей. Нужен и большой музей современного искусства», – убеждена она.

В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ 

С такой точкой зрения согласны не все. Так, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, 5 лет назад ставший инициатором проведения первой в нашей стране европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», в эксклюзивном интервью «Петербургскому дневнику» сказал: «Я считаю, что никакого современного искусства не существует. И доказательством этому являются такие большие музеи, как Эрмитаж или Метрополитен. Эти музеи включают современное искусство в общий контекст и таким образом показывают, что оно является частью общего. Это лишний раз будет доказывать павильон России на Венецианской биеннале, где будет представлен Эрмитаж, который сам по себе является современным искусством».

По мнению Михаила Пиотровского, проблема в том, что музей «перестает быть музеем современного искусства через четыре года». А пока эти функции выполняются, музей представляет собой «по сути, такую расширенную галерею».

ВСТУПИТЬ В ДИАЛОГ 

Другая проблема – важность понимания и принятия современного искусства. «Это вопрос контента. Человек сегодня очень искушен, видит много выставок в разных городах и странах. Ему надо давать качественные выставки с важными, интересными именами», – считает Мария Кузьмина. Известный галерист Марина Гисич уверена, что «галереи, работающие с новыми авторами, – важнейший пласт развития современного искусства».

А директор галереи Arts Square Gallery Кристина Сосонко отмечает важность новых площадок, где могли бы дебютировать молодые художники: «Привлечение новых авторов – возможность для галерей контактировать с разной аудиторией, в том числе привлекая так внимание к своей основной коллекции».

Владелец и основатель галереи искусств KGallery Кристина Березовская уверена, что «галеристы должны постоянно искать повод удивлять посетителя, экспериментируя с коллекциями, создавая события и находясь в постоянном диалоге с аудиторией».

Директор по внешним связям музея современного искусства «Эрарта» Екатерина Атоян-Милюкова считает, что для поддержания интереса посетителей и возможности показать все разнообразие современного искусства необходимо постоянное обновление экспозиции: «Мы уверены, что опыт пребывания в музее непосредственно отражается на отношении человека к искусству. Если гостю было интересно, он с большей вероятностью вернется и продолжит открывать для себя и влюбляться в современное искусство».

Искусство надо понимать. Автоматически этого не произойдет. Даже красивое сочетание цветов по-разному воспринимается разными людьми. Потому искусство нужно разъяснять. Для этого могут быть галереи современного искусства, Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.