Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Остеопаты покажут Елене Малышевой, что умеют делать руками

Главный остеопат Минздрава России Дмитрий Мохов рассказал «Петербургскому дневнику» о сути конфликта и о состоянии остеопатии в стране

Ведущая программы «Жить здорово!» Елена Малышева в телеэфире заявила об отсутствии остеопатии как медицинской специальности. Главный остеопат Минздрава России Дмитрий Мохов рассказал «Петербургскому дневнику» о сути конфликта и о состоянии остеопатии в стране.

- Медицинское сообщество разделилось на два лагеря: апологеты традиционной медицины и комиссия РАН по борьбе с лженаукой поддержали Елену Малышеву. Полторы тысячи дипломированных остеопатов обиделись на теледоктора. Дмитрий Евгеньевич, вы фактически родоначальник остеопатии в России, а ваша кафедра остеопатии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова – ее основная площадка. Чем именно вас обидела Елена Малышева?

- Елена Малышева неправа в первую очередь в своем заявлении, что остеопатии как специальности нет. Я как главный специалист по специальности «остеопатия», который принимал участие в создании всей нормативной базы, ответственно, со ссылками на нормативные документы, говорю, что специальность существует. Должность остеопата впервые была введена в 2012 году, с 2015 года утверждена программа профессиональной подготовки и появилась специальность, к концу 2015 года выпущены первые легальные сертифицированные остеопаты, которых сейчас около 1,5 тысяч. Чуть позже появилась ординатура по остеопатии. В этом году ее оканчивают первые ординаторы, которые поступили 2 года назад по специальности «остеопатия». Служба выстраивается, и непозволительно не знать, что нормативная база существует. Поэтому первый момент – остеопатия есть.

- Елена Малышева ответила через социальную сеть, что ее заявление вызвано стремлением оградить пациентов от шарлатанов, потому что слишком много людей называют себя остеопатами, при этом не имеют диплома врача.

- Эта проблема существует. Появилось много подражателей, которые назвали себя остеопатами, но они не врачи. Они могут называть себя как угодно: доктор остеопатии, остеопракт, остеомассажист, целитель. Скорее всего, на Первом канале ведущие – мануальный терапевт Дмитрий Шубин и Елена Малышева – немножко не разобрались. И, огульно критикуя всю остеопатию, надо было сказать, что есть нормальные врачи-остеопаты, но их мало, эта специальность только появилась. И есть хулиганы, которые говорят об энергиях, о космосе, шаманстве. А раз остеопатия востребована, то вроде как все можно. Но мы за это не отвечаем, с этим, пожалуйста, в прокуратуру. Поэтому первое, что мы требуем у Первого канала: дать четкое разъяснение, что остеопатия есть. Да, шарлатанов много, но давайте отделим настоящих врачей от псевдоостеопатов.

- То есть в суд вы не пойдете?

- Мы договорились о встрече, на ней обсудим, каким образом ситуация может быть корректно решена. Мы видим со стороны Елены Малышевой желание ситуацию доброжелательно разрешить. Со своей стороны у нас задачи идти любой ценой в суд нет. Информационное поле, в котором мы работаем, предполагает, что надо оставлять доброжелательное отношение, чтобы люди, которые не до конца понимают ситуацию, приняли остеопатию.

- Чем отличается остеопатия от мануальной терапии или массажа?

- Массаж предполагает средний уровень образования с курсом обучения 275 часов, мануальная терапия – высшее медицинское образование, 576 часов подготовки, остеопатия – 3,5 тысячи часов, высшее медицинское образование. Это все похоже, но не одинаково. Остеопатия – это углубление в эти дисциплины. Я не буду критиковать ни массаж, ни мануальную терапию. Остеопат, рассматривая болезнь как причинно-следственную историю, будет заниматься не отдельно кусочком тела, потому что даже много отдельных частей целого не образуют. Но вместе они образуют иное качество, которое называется человеческий организм. Этот холистический целостный подход не принят в медицинской науке. Не потому что антинаучен, а потому что исторически медицинская наука развивалась в компетенциях отдельных специалистов. Все последние столетия она фрагментировала, уходила все уже и уже. Остеопатия в мире представлена как некое медицинское направление, в котором есть свой подход к взаимосвязям. Остеопаты не замахиваются на то, чтобы лечить срывы в точке а или b – этим занимаются нозологи, специалисты по зонам. Но увидеть нарушения до того, как сломалось, они не могут, а мы – можем. Медицина – самое консервативное, что может быть, и это правильно. Она должна быть очень холодной ко всему новому, она должна проверять все на научный зуб, но не уходить в дискредитацию.

- Почему у остеопатии столько противников и при этом люди стараются стать остеопатами?

- Сегодня сотни тысяч специалистов обучаются остеопатии без медицинского образования. Чего там только не увидишь! Но никакого отношения это к остеопатии не имеет. Есть армия лжеспециалистов: целю, порчу, остеопачу, метелочками машу какими-то. Пациенты в результате получают образ остеопатии в виде энергий, шаманства, танцев с бубнами. Я лично добился того, что правовое поле сегодня есть. Надо отделить остеопатию от хулиганья. Сегодня есть медицина гигиеническая и медицина болезней. А мы должны создать третий вектор: индивидуальную профилактику, которая направлена на человека, и показать, как он должен справляться со своими функциональными срывами. Специалист эти срывы откорректирует.

- Как пациенту отличить врача-остеопата от шарлатана?

- Есть единственная профессиональная ассоциация врачей-остеопатов – Российская остеопатическая ассоциация. Есть сайт «Остеопатия России». Там есть реестр сертифицированных врачей-остеопатов с номерами дипломов, информация о каждом сертифицированном специалисте. Если человек приходит в клинику, у клиники должна быть лицензия по остеопатии. Это гарантия.

- В Петербурге 250 клиник имеют эту лицензию. Почему такое сопротивление?

- Оно локальное. Есть кажущийся идеологический конфликт. Остеопат большой медициной не занимается, но с ней должна быть связка. Задача остеопата – эту функциональную составляющую определить. Есть немедикаментозные способы функциональной настройки организма. Все должно само работать, вопрос – как заставить это делать. Идеологически остеопатия интересна пациенту, и если он получает результаты – то там он оставляет деньги. Но есть ореол непонятности, который создали не мы. Остеопат занимается соматической дисфункцией – нарушением функционирования тела. И никакой экстрасенсорики.

Закрыть