Глава Норильска Ринат Ахметчин назвал единственный способ обеспечить северян жильем
Освоение Арктики – одна из приоритетных стратегий российского правительства. При этом перспективы развития северных территорий обсуждаются в том числе и на международном уровне.
Одна из форм таких диалогов – Арктический форум, крупнейшая площадка для прямого взаимодействия с зарубежными партнерами, решения актуальных проблем и определения перспектив развития Арктического региона.
Ключевыми темами форума этого года станут цифровизация северных территорий, внедрение инноваций в медицинской, транспортной и строительной сферах, развитие туризма в Арктике. В течение двух дней участники будут делиться передовым опытом работы на своих территориях. Северный моногород, такой как Норильск, промышленные и социально-демографические перспективы которого сегодня понятны каждому профильному специалисту, на форуме представляет Ринат Ахметчин.
– Ринат Вячеславович, вы собираетесь предложить коллегам обсудить плюсы и минусы строительства в условиях вечной мерзлоты. Почему именно эту тему вы решили озвучить на форуме?
– Потому что именно этот вопрос в последние годы для Норильска стоит наиболее остро. Причем, уверен, наша территория не единственная в числе тех, кому пришлось решать, что и, главное, как строить дальше. Поясню: города Арктической зоны, возведенные на вечной мерзлоте, которая подвержена растеплению в результате как естественных процессов, так и воздействия человека, сегодня разрушаются. Бездействовать не просто безответственно, а крайне опасно. При таком подходе 5-10 лет хватит для того, чтобы перед территорией встала проблема нехватки жилья.
Посмотрим на цифры. К примеру, Норильск застраивался в советские годы. Сначала в период с 1945-го по 1953 год возводились сталинки, затем до 1977 года строились хрущевки, после – панельные девятиэтажки, а также дома гостиничного типа. В 1990-х годах массовое строительство полностью завершилось. Сейчас тенденция такова, что каждый год в Норильске аварийными признаются один-два дома. За последние 10 лет из эксплуатации выведены 14 многоквартирных домов.
Если же мы говорим о «гостинках» и хрущевках, не будем забывать, что стеновые панели этих домов выполнены из газозолобетона, срок службы которого в наших северных широтах, согласно СНиП, не превышает 30 лет. Аналогичные строения в Норильске служат уже и 40, и 45 лет и имеют высокий износ, а значит, в ближайшие годы тоже будут признаны аварийными.
– Как решается вопрос с расселением жильцов аварийных домов?
– В случае Норильска – оперативно. У нас не те условия, чтобы ждать, пусть даже речь идет о небольшом временном отрезке. Это Север. Городская администрация как орган местного самоуправления обязана предоставить жилые помещения гражданам, проживающим в аварийных домах. За последние 2 года мы расселили уже более 220 семей.
– И все же, существуют ли методы, которые позволяют продлить жизнь домов? И насколько эффективно они могут быть применены в Норильске?
– Правильный вопрос, но непростой, проблемный для нашего города. Мерзлотно-технический надзор за состоянием строительных конструкций и грунтовых оснований зданий в нашем городе осуществляют четыре специализированные организации. Они рекомендуют меры, призванные продлить службу вечномерзлых грунтов: в первую очередь речь идет об установке термометров в скважинах и усилении конструкций нулевого цикла.
Однако большой проблемой является и то, что на сегодняшний день не существует каких-либо нормативных актов, определяющих требования по обеспечению несущей способности грунтовых оснований, устойчивости и долговечности фундаментов применительно к условиям Норильска. А определенный законодательством объем проведения контрольных мероприятий явно недостаточен. Поэтому очень важно создание программы мониторинга и хранения в унифицированном виде данных о состоянии вечномерзлых грунтов, оснований зданий и сооружений в Норильске. Это большая работа, требующая финансовой поддержки государства.
– Неоднократно обсуждалась возможность организации работы и проживания в Норильске в формате вахтового метода. Может ли это стать выходом из непростой ситуации?
– Конечно, нет. Норильск – город с конкретной промышленной и экономической перспективой, которая связана с градообразующим предприятием – «Норникелем». Геологоразведочные работы показали, что еще много десятилетий Норильск останется основным регионом присутствия компании, а значит, людям предстоит здесь жить. И жить они должны в нормальных условиях. Я уверен, что Норильск может и должен стать отправной точкой в вопросе дальнейшего развития северов в принципе. Но для этого необходима системная поддержка. Это грамотно и дальновидно – вкладывать в города с будущим, экономическая целесообразность которых очевидна, потому что именно они должны быть отправными точками в вопросе дальнейшего освоения Арктики.
– И как вы видите решение этой проблемы?
– Существующий жилой фонд Норильска с учетом его поэтапного вывода из эксплуатации не способен покрыть интересы города. Единственный способ обеспечить жильем северян – начать его строить. Реализация этого вопроса возможна тремя способами.
Первый – реконструкция аварийных домов. Аналогичный опыт у муниципалитета есть. В период с 2013-го по 2017 год в Норильске восстановили и ввели в эксплуатацию более 9 тысяч квадратных метров жилья. И в этом случае нужно понимать, что реконструкция существующих зданий – это не только возможность переселить людей из аварийных домов, но и сохранение исторического облика Норильска, его архитектурного лица. К примеру, сегодня у нас 14 аварийных, подлежащих расселению или уже расселенных домов. Два из них – дома сталинской планировки. Согласно заключению экспертов, их можно восстановить. Но для городского бюджета это непростое решение: ориентировочная стоимость реконструкции одного такого дома – более 360 миллионов рублей.
Второй путь – строительство на ростверках. Этот вариант удобен тем, что к домам не придется проводить инженерные сети. Кроме того, опыт такого строительства у нас есть. С 2012-го по 2015 год в Норильске в эксплуатацию введены четыре малоэтажных жилых дома из облегченных конструкций на ростверках ранее снесенных домов, что дало городу 5 тысяч 737 дополнительных квадратных метров жилья.
Третий способ – строительство с нуля. В Норильске новые кварталы могли бы появиться в непосредственной близости к существующей застройке. Опыт строительства с нуля у нас тоже есть – это возведенные совместно с «Норникелем» в 2012-2013 годах три новых детских сада.
Все эти варианты жизнеспособны и могут существовать параллельно. Однако муниципальному бюджету в одиночку их не потянуть. Судите сами: себестоимость строительства квадратного метра в условиях Крайнего Севера составляет 90 тысяч рублей, а рыночная стоимость в среднем не превышает 40 тысяч. В то же время вопрос возведения жилья – проект социальный, который вполне мог бы стать масштабной реальностью, если бы его наряду с городом и «Норникелем» поддержали край и Федерация.
СПРАВКА:
Ринат Ахметчин занимает пост мэра Норильска с сентября 2017 года. Работал дежурным слесарем-проходчиком, электрослесарем по ремонту оборудования, мастером подземного участка на предприятиях «Норникеля». В 2008-2017 годах – генеральный директор ООО «Норильский промышленный транспорт».
«Россия неизменно стремится укреплять взаимодействие с государствами Арктического региона. Только вместе мы сможем превратить Арктику в территорию мира, стабильности и партнерства. Тема нынешней встречи – "Арктика. Океан возможностей" – в полной мере отражает нашу готовность к многогранному равноправному сотрудничеству», — Владимир Путин, президент России.