Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

«Кот ушел, а улыбка осталась»: чем запомнился Георгий Данелия

Сегодня не стало одного из самых любимых режиссеров страны

В этот четверг, 4 апреля, не стало одного из самых известных режиссеров страны Георгия Данелия. Его фильмы «Я шагаю по Москве», «Джентльмены удачи», «Мимино», «Кин-дза-дза!» заставляют смеяться уже не одно поколение зрителей. Его мудрые и одновременно трогательные герои - летчик Мимино, который больше всего в жизни любит родную Грузию, потерявшийся в загадках жизни Бузыкин из «Осеннего марафона», юный и влюбленный лимитчик Коля, который «идет, шагает» по Москве, - превратились во всенародных любимцев. О том, чем запомнился Георгий Данелия, вспоминает «Петербургский дневник».

«Между прочим, хотелось бы, когда я окажусь Там, чтобы кто-нибудь, прочитав эти книги, сказал: «Кот ушел, а улыбка осталась», - написал в одноименной автобиографии Данелия.

Родившийся в 1930 году в Тбилиси, в юности Данелия и не думал становиться режиссером. Его отец был метростроевцем и считал работу в кино занятием несерьезным. Поступать во ВГИК он предложил сыну по одной простой причине - там был блат. Мама Данелии работала на «Мосфильме» вторым режиссером и знала многих мастеров. Но принципы были выше желания пойти по стопам матери, и Георгий Данелия вслед за другом отправился в Московский архитектурный институт. После учебы он даже успел поработать архитектором. На режиссерские курсы при «Мосфильме» Данелия пришел в 1956 году.

Среди учителей режиссера были Михаил Ромм, Сергей Юткевич и Михаил Калатозов. Да и учиться на курс взяли не всех. «Я с детства околачивался на съемочных площадках – каждое лето мама брала меня с собой в экспедиции. И в массовках снимался – и когда был ребенком, и потом, когда учился в школе, и когда учился в архитектурном. А в фильме «Георгий Саакадзе» даже сыграл в эпизоде – с репликами! Мне тогда было десять лет. Поэтому как снимается кино на практике, какое это муторное занятие, думаю, я знал лучше, чем они», - вспоминает режиссер.

Первый полнометражный фильм «Сережа» Данелия снял по собственному сценарию вместе с Игорем Таланкиным. Но настоящая известность пришла после картины «Я шагаю по Москве». По словам киноведа Татьяны Москвиной-Ященко, простая житейская история о любви и дружбе «оттепельной» молодежи завоевала популярность по одной простой причине: ее создатель и сам любил жизнь во всех ее проявлениях. «Это сочетание замечательного авторского начала и жанрового кино. «Я шагаю по Москве» Данелия снял легко, быстро, и она полюбилась всем сразу. Картина очень точно отражала время. Ощущение «оттепели» и того состояния, когда человек человеку был другом, когда на улице можно было спокойно познакомиться, влюбиться, подружиться, поссориться и помириться - все это было в фильме», - уверена кинокритик.

После успеха картины представлять фильм в Каннах советское руководство решило отправить вместе со съемочной группой и молодого режиссера. 

«Перед поездкой меня вызвал в Госкино недавно назначенный зам. начальника иностранного отдела.

- Георгий Николаевич, вы бывали за границей. Какие там задают провокационные вопросы?

- Да вроде никаких. Ну, спрашивают, почему в наших картинах нет секса.

- А вы что?

- А я говорю, потому что нет такой необходимости: в нашей стране с рождаемостью всё в порядке».

Во время съемок фильма  «Тридцать три» (1965) Данелия приобщился к жанру сатиры. Он становится признанным мастером комедии. Тема обожания жизни, женщин, дружбы, песен особенно точно отражается в его работах «Француз», «Мимино», «Афоня». Но рядом с юмором всегда шла тема тихой грусти, неизбежности смерти. «Это можно увидеть, например, в фильме «Слезы капали» с Евгением Леоновым. Если затронуть фильм «Кин-дза-дза!», то можно говорить о теме несовершенства жизни. При этом благодаря актерским работам и необычному поэтическому рисунку картины, она тоже нашла своего зрителя», - считает кинокритик.

Уже в перестроечное время Данелия работал над картинами «Француз», «Паспорт», «Настя». Последней работой Данелии стал полнометражный анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза», который вышел в 2012 году.

«На любую дорогу можно вернуться. Если она правильная», - говорил режиссер.

«Выдающийся режиссёр, сценарист, яркий и неординарный человек, Георгий Николаевич Данелия создал фильмы, которые стали настоящим событием в отечественном кинематографе. Через всю свою жизнь и творчество он пронёс уважение к ценностям гуманизма, к искусству и зрителям», Владимир Путин, президент РФ.
Закрыть