Яндекс.Метрика
  • Тамара Ларина

Тамара Ларина: «Постправда по Богомолову»

Колумнист «ПД» о спектакле «Преступление и наказание» Константина Богомолова
Фото: Петербургский дневник

В театре «Приют комедианта» начались премьерные показы спектакля «Преступление и наказание» Константина Богомолова. Интерес к спектаклю ажиотажный. Все билеты на апрель уже проданы. Оно и понятно: Богомолов же! Значит, ждите азартного и остроумного нарушения границ дозволенного. Вот и новая постановка – мощная театральная бомба! Не зря же написано на программке «Преступление и на…». Дерзко так: мол, идите все куда подальше! С первой и до последней сцены почти четырехчасового действа зрителей гипнотизируют Достоевским: сугубо средствами театра окунают не то в киностилистику братьев Коэн, не то Кэри Фукунаги (автор культового телешоу «Настоящий детектив»). Простые мизансцены в минималистичной сценографии (серые стены, двери, неоновые лампы) и тонны текста в череде исповедей всем известных героев. Богомолов выворачивает наизнанку хрестоматийного классика. Никаких страданий и нравственных мук.

Актуальнее другое: искажения контура души человека в социуме, где зло и уродство затираются в обыденности, не ощущаются полноценно, а лишь артикулируются.

Да и зло ли это? Ведь Раскольников не убивал, а всего-навсего написал провокационную статью. Или убивал? В эпоху постправды даже очевидное зло попадает под сомнение. Дмитрий Лысенков своим саркастическим Родионом не дает прямого ответа. Порфирий Петрович (Александр Новиков) слишком умный и ироничный мент для прямого признания. Немолодая же душа Сони Мармеладовой (Марина Игнатова) так выхолощена, что и на нее зрителю не опереться. Зато пробирает до жути инфернальный Свидригайлов: у Валерия Дегтяря получился почти Ганнибал Лектер. Игра всего актерского состава – настоящий экстаз. Намеренно понижая тон, все говорят без нажима, как мы в обыденной жизни. Без заламывания рук и пафоса, они достигают невероятной психологической достоверности, где любые внесенные смыслы уместны. Поэтому в зале то гогочут, то утирают слезы под песню из советского мюзикла «Для любви не названа цена. Лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна…».