Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Ника Стрижак: «Наш проект заслуживает того, чтобы жить»

Накануне ток-шоу «Открытая студия» отпраздновало 15-летний юбилей. Ведущая программы Ника Стрижак рассказала о пройденном пути и объяснила, почему сейчас программа идет на другом канале
Фото: Дарья Иванова/ «Петербургский дневник»

- Ника, расскажите, как запускалось ток-шоу «Открытая студия»? 

- 2004-й был годом большого перелома на «Пятом канале». Тогда поменялся генеральный директор, новым руководителем стала Марина Фокина. Со сменой начальства началось переформатирование канала, а с ним, увы, закрытие старых проектов. Зрители и читатели наверняка помнят «Международное обозрение» Иннокентия Иванова, «Блеф-клуб» Сергея Прохорова, мое ток-шоу «Наобум». Я вела его 10 лет. Благодаря ему познакомились с массой талантливых и интересных людей, с которыми и сегодня всегда рада встретиться.

Конечно, расставаться с «Наобум» было жаль, но запускались новые проекты. Мне предложили стать ведущей программы, где будут обсуждаться социальные вопросы. Нужно понимать, что на тот момент я была человеком культуры, то есть занималась темами музыки, кино, театра. Это была моя вотчина. А от социальных проблем была очень далека, поэтому, конечно, меня это насторожило. Но я считаю, что журналист обязан постоянно учиться, чтобы знать и понимать то, о чем пишет или говорит. Конечно, мне потребовалось время, чтобы вникнуть в новый для меня круг проблем, но мне очень помогали мои новые редакторы.

Так появилась «Открытая студия». А еще мне очень понравился сам формат, так как студию стали строить в Доме Радио на углу Итальянской и Малой Садовой улиц - открытое пространство, мимо которого люди ходят, все видят через окна, заглядывают, машут руками. Это было здорово, ведь настоящие окна никогда не заменят нарисованные на картоне декорации или фотообои. Кстати, до сих пор костяк программы это те, с кем мы начинали 15 лет назад, и начинали с нуля: при нас клали полы, протягивали кабели, собирали мебель, развешивали свет. Надо сказать, что первые 5 лет я работала одна в эфире, все пять дней в неделю. Тогда у меня еще не было сменщика в лице Ромы Герасимова. Это было своего рода рабство, потому что я никуда не могла уехать. Но в тоже время, в этом была своя прелесть: ты полностью погружен в проект, стопроцентно в контексте всех тем и всех подробностей. 

- В чем, на ваш взгляд, уникальность программы? 

- Как человек, который всю жизнь занимается ток-шоу, их знает и любит, могу сказать, что, конечно, это классический формат: есть проблема, есть эксперты, которые могут ее прокомментировать и есть зрители, с которыми можно и поспорить, и выслушать их мнение или вопрос. А дальше начинаются нюансы: стиль разговора, подача и глубина тем, уровень экспертов. Есть вещь, которую по приказу не получишь: репутация программы. Еще немаловажный фактор – слаженная работа команды, когда каждому интересно то, что он делает. А другие у нас и не задерживались. Важно не забыть, что «Пятому каналу» в 2007 году указом президента вернули федеральное вещание. Я считаю, что это колоссальное событие для Петербурга начала 21 века. Мне есть, с чем сравнивать, когда я впервые пришла на ленинградское еще телевидение, оно было всесоюзным. А через несколько лет, в 97-м году, на наших «костях» сделали канал «Культура», и мы лет на девять оказались отрезанными от страны и работали только на город. И хотя мы жили бедно, но весело, потеря эфира на всю страну была трагедией. Этот город достоин того, чтобы его мысли, радости и сомнения обсуждали в эфире, который видит вся Россия. И указом президента Пятый снова стал единственным общественно-политическим каналом в стране, который выходил не из Москвы. Это важно. 

А «Открытая студия» стала первым подобным ток-шоу, в котором начали обсуждать острые социальные и политические проблемы в дневном эфире. Причем, в прямом эфире, на всю страну, без купюр! Думаю, другим каналам этот факт не давал покоя. Не случайно теперь такие (ну, похожие) шоу есть и на первом, и на втором, и на НТВ.

Фото: Дарья Иванова/ «Петербургский дневник»

- С каким гостем больше всего запомнился эфир? 

- Сложно сказать, мы сейчас к 15- летию честно попытались подсчитать, а сколько часов эфира у нас вообще было. Наверное, математика не наш конек, потому что мы очень быстро сбились. Когда я студентам говорю, что общалась с тысячами гостей, они думают, что я привираю, но это чистая правда. Потому что в каждом эфире «Открытой студии» у нас мог быть и один собеседник, и пять, и семь — на телемостах или по скайпу.

А яркие гости... Таких было немало — от политиков до министров. Даже актеры. Например, Олег Табаков или Олег Янковский. Помню, как замечательный, умудренный Петр Тодоровский так по-режиссерски сказал: «Как мне нравятся ваши окна – люди гуляют, солнце светит…». Было приятно это услышать. Впрочем, за последние лет пять мы пережили много перемен: сама программа переезжала из Дома Радио в большую студию на Чапыгина, я несколько лет вела главную аналитическую программу на Пятом, Рома Герасимов занимался «Утром». Но удивительно – студия на Итальянской была не убита, а законсервирована. И вот всё вернулось! 

- Вот уже второй сезон «Открытую студию» можно увидеть в четыре часа по будням на канале «78». С чем связаны такие перемены?

- Летом 2017 года в Петербурге запустили новый городской канал. «78» и Пятый по сути родственники — две части одного медиахолдинга. И руководство приняло решение перевести часть проектов и ведущих на новый канал заниматься жизнью и проблемами города. И, о чудо! - мы все снова объединились. И не просто вернулись в «Открывашку», а вернулись именно в нашу студию с окнами. И это возвращение было похоже на въезд в старую любимую квартиру – мы точно знали, где что должно стоять и лежать.

- В программе вы обсуждаете общественно-политические темы. Как удается не принимать чью-либо позицию?

- Бывают сложные темы, когда ты настолько не согласен с человеком, что в споре все равно приводишь аргументы, которые тебе кажутся правильными. С другой стороны, у меня есть право говорить «я так считаю» или «я не согласна», но поскольку этот разговор публичный, я стремлюсь в своем «я» все-таки аккумулировать мнение большинства зрителей и горожан. Ты вообще должен всегда понимать, зачем ты приглашаешь человека на разговор в эфир. А ведь такая путаница у ведущих случается часто. Вот, например, одна модная личность приглашает к себе гостя и задает ему вопрос, ходит ли он на митинги. Человек отвечает, что не ходит, и в ответ получает упреки: как, мол, вам не стыдно! У меня всегда в такие моменты возникает вопрос: минуточку, а вы для чего его позвали – чтобы узнать его позицию или чтобы объяснить ему, что он неправильно живет?

Но есть вещи, которые я сама не хочу обсуждать в эфире, не хочу и все. Например, театральный скандал, который сейчас взбудоражил город. Потому что я очень хорошо и много лет знаю обе стороны. И суть спора тоже знаю. Я, правда, не знаю, зачем председатель Союза театральных деятелей вынес его в публичное пространство, но я подбрасывать хворост в этот огонь не буду. И так уже с экранов и трибун говорено много глупостей из-за незнания истинных причин этого конфликта.

- Вы как-то говорили, что зрители не всегда понимают, что в студии не смогут изменить закон или решить проблему. Задача телевидения в другом. В чем же его задача? 

- Наша задача разбирать проблемы, объяснять подробности, слушать разные стороны в споре. Я убеждена: любые проблемы города надо не замалчивать, а обсуждать! Но у нас, кстати, было немало случаев, когда мы людям помогали в прямом эфире. Нередко чиновник слушал звонок зрителя, брал ручку, записывал его проблему и сразу после эфира начинал ее решать. Увы, не все чиновники на это способны. Но я прекрасно пониманию людей, для которых дозвониться с серьезной проблемой в эфир, это шанс, что их хотя бы услышат.

А что касается чиновников, то есть у нас, кстати, тоже есть к ним претензии. До недавнего времени мы нередко сталкивались с тем, что важные начальники, а чаще их пресс-секретари на наши запросы могли лениво ответить: «Иван Иваныч в эфир не придет, ему это не интересно...». Не интересно?! Будь это в эфире, я бы очень жестко спросила за такие пассажи. Нет, я понимаю, что вы заняты, но разговаривать с людьми, объяснять планы или поступки – часть вашей работы. Давайте запланируем более удобный для вас день, но оторвитесь от своего стула и предстаньте перед горожанами. Я же не на свой день рождения вас зову... Да, есть комитеты, с которыми никогда не было таких проблем: по образованию, по печати, по градостроительству и архитектуре, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры ... Очень надеюсь, что и у других высокомерное отношение к городскому телевидению теперь уйдет в прошлое.

- За 15 лет наверняка были какие-то казусы или наоборот забавные моменты в прямом эфире или при подготовке к нему. Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь случае? 

- Идеально, когда у тебя все работает как часы. Но случается разное. К счастью, мы не избалованы какими-то инцидентами. Но бывали случаи, когда эфир начинается, а гость еще не приехал. Тогда мы начинали диалог по телефону, пока он в пробке стоял. Бывало, что гость вообще забыл про эфир, но это крайне редко. Я считаю, что в любом случае, никогда не надо ничего бояться, потому что прямой эфир на то и прямой. Жаль, что зритель видит только студию, а ведь ее сердце – это настоящий центр управления полетами, где есть режиссеры, звуковики, инженеры, редакторы, операторы, монтажеры – большая и слаженная команда. Они не дадут пропасть.

- Ника, каким вы видите будущее программы «Открытая студия»? 

- Я, прежде всего, хочу пожелать ей, чтобы она была всегда. Да, нескромно. Но в этот проект вложено столько сил и любви, что он заслуживает того, чтобы жить долго. Хотя конечно меняется время, конкуренция растет. Но ведь создать новое – очень сложно. Как угадать, какой проект будет жить 5-10-15 лет, как люди будут реагировать на вашу работу? У нас, кстати, не только вся стена увешана дипломами, но и есть богатый фотоархив с нашей работой и нашими веселыми праздниками. Как в хорошей семье, мы накопили много общих воспоминаний.