Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Ученые Политеха к лету разработают дорожную карту «Новые производственные технологии» для цифровой экономики России

А еще через пять лет ее воплотят на производстве
Фото: www.spbstu.ru

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) победил в конкурсе на создание дорожной карты «Новые производственные технологии». Конкурс прошел в марте 2019 года, а его результаты опубликованы 1 апреля на портале госзакупок. В качестве заказчика-координатора конкурса выступила Госкорпорация «Росатом». 

Ведущие вузы, НИИ и корпорации страны претендовали на разработку девяти дорожных карт по направлениям: «Большие данные», «Промышленный интернет», «Компоненты робототехники и сенсорика», «Технологии беспроводной связи», «Нейротехнологии и искусственный интеллект», «Новые производственные технологии», «Системы распределенного реестра», «Квантовые технологии». Среди петербургских организаций победителем стал лишь Политех.

Здоровая конкуренция 

«Победа одержана в честной конкурентной борьбе, за что спасибо всем участникам конкурса по «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии», - сказал «Петербургскому дневнику» Алексей Боровков, проректор СПбПУ по перспективным проектам, лидер направления «Технет» Национальной технологической инициативы.

Слагаемыми победы стали опыт и компетенции в данной сфере, то есть квалификация участника (40% суммарного рейтинга) и предложенная конкурсантами цена контракта (60% рейтинга). «Университет Иннополис» (Казань) и МГУ им. М.В. Ломоносова предложили более низкую стоимость контракта, чем петербургский Политех, но по «весу» компетенций петербуржцы обошли всех.

В течение недели победитель конкурса – СПбПУ подпишет контракт с заказчиком – ГК «Росатом» на 5 млн рублей.

Дорожная карта в первой редакции должна быть готова к лету, а окончательно ее утвердят к концу сентября.

«Каждая из девяти дорожных карт, которые будут разработаны победителями конкурса, задаст стратегический вектор развития отрасли на ближайшие 5 лет, сформулирует цели – как мы будем строить цифровую экономику», - пояснил «Петербургскому дневнику» Олег Рождественский, руководитель дирекции Центра НТИ СПбПУ.

Войти в цифровую экономику за 1 копейку 

Интересно, что изначально на разработку дорожной карты «Новые производственные технологии» организаторами конкурса были выделены средства в размере 12,6 млн рублей. На другие восемь дорожных карт – от 12,4 до 11,7 млн, а на все девять дорожных карт вместе – 109 млн рублей.

Однако победителем в конкурсе на создание дорожной карты «Технологии визуальной и дополненной реальностей» стал Дальневосточный федеральный университет, предложивший стоимость контракта в 1 рубль, а остальные семь дорожных карт будут созданы и того дешевле – за одну копейку. «Стоимость услуги в 1 рубль или в 1 копейку «убивает» любую высокую квалификацию, за которую можно максимально получить лишь 40 баллов», - отметил Алексей Боровков, комментируя итоги конкурса на своей страничке в Facebook.

Три дорожные карты в номинациях «Большие данные», «Промышленный Интернет» «Технологии беспроводной связи» создаст «Национальный центр информатизации» (ГК «Ростех»). По одной номинации выиграли Университет «Иннополис» («Компоненты робототехники и сенсорика»), «Сбербанк России» («Нейротехнологии и искусственный интеллект»), Новосибирский институт программных систем (Концерн «Автоматика», ГК «Ростех») («Системы распределенного реестра») и НИТУ «МИСиС» («Квантовые технологии»).

Среди петербургских участников конкурса – а они были во всех номинациях, лишь ООО «Форпост» предложил копеечную цену контракта. Остальные, как отметил Алексей Боровков, приняли «демпинговый удар», и в число лидеров не вошли. Это и СПбГУ, обладающий высокими компетенциями в области системы распределенного реестра, и ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики – институт, выступивший в 1991 году инициатором создания робототехнической отрасли в стране на основе опыта, полученного в 1986 году, когда ученые ЦНИИ РТК создали для работы в Чернобыле роботов, превосходивших иностранные по надежности и работоспособности в условиях радиационного заражения.

Закрыть