Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Кондукторы Северной столицы рассказали о своей работе и деталях, ускользающих от пассажиров

Как выяснил «ПД», мимо хорошего кондуктора заяц точно не проскочит
Кондукторы Северной столицы рассказали о своей работе и деталях, ускользающих от пассажиров Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Миллионы петербуржцев ежедневно ездят в общественном транспорте, и всякий раз в салоне автобуса или троллейбуса их встречает человек в яркой жилетке. У него сумка с билетами и валидатор в руке. Тяжело ли работать кондуктором и что в этом труде ускользает от взгляда пассажира?

«Кто рано встает, тому Бог подает!» – так часто говорят в народе. Если эта присказка верна, то кондукторов он своим вниманием точно обделять не должен, ведь первые рейсы трамваев и троллейбусов «Горэлектротранса» начинаются в пятом часу утра. Получается, что труженики-кондукторы, чтобы заступить на пост, просыпаются прямо посреди ночи.

Как рассказала Екатерина Махарова, которая уже четвертый год в профессии, к этому привыкнуть почти невозможно, но все как-то справляются.

Меня, человека малоопытного, мучить непривычно ранним подъемом не стали. Дали форменный оранжевый жилет, новую отглаженную фирменную пилотку, сумку через плечо и главный рабочий инструмент – ручной валидатор.

Вместе с Екатериной мы получили наряд – необходимые документы для выхода на рейс, сели в новый троллейбус с печкой, кондиционером и даже розетками для зарядки смартфона и поехали по маршруту №41, который пролегает по живописным районам Петербурга.

Вежливость – главное оружие

Один из главных критериев при приеме на эту должность – коммуникабельность кандидата. Ведь кондуктору приходится контактировать с сотнями пассажиров за смену. А люди попадаются разные.

Я за один рейс, к счастью, с таким неприятным явлением, как хамство, столкнуться не успел. Хотя ведь бывает и хамство невербальное.

Вот стоял в тесном проходе между передней и задней платформами рослый господин – косая сажень в плечах. В троллейбусе вообще просторно, давки нет, места свободные есть. Он все стоит и смотрит в большой золотистый смартфон, а мне ведь надо всех пассажиров обойти из одного конца салона в другой. Приходилось всякий раз просачиваться мимо этого важного господина, увлеченного своим смартфоном и думами и не замечающего ничего перед своим носом. Но меня проинструктировали: конфликтов обязательно нужно избегать, что я и делал.

Вообще, охотников покуситься на хрупкое душевное равновесие кондуктора среди массы пассажиров – абсолютное меньшинство. В основном люди добрые, замечательные, сами тебе и деньги за билет в руки дадут или карточку достанут, чтобы валидатором проверил.

«Если долго работаешь на одном маршруте, то среди пассажиров появляются знакомые, они здороваются, спрашивают, как дела. Это приятно. Бывают даже такие, кто просит начальство премировать кондуктора за доброжелательность», – рассказала Екатерина.

Еще одна важная деталь: обходительность кондукторов гарантируется не только их совестью. Например, кондуктор обязан помогать пожилым и людям с ограниченными возможностями заходить в салон и выходить из него. Иногда случаются курьезы.
  
«Наши бабушки, как геркулесы какие-то, иногда ходят с тяжеленными сумками. Один раз я помогла поднять поклажу и чуть спину не надорвала. Хотя я отвечаю только за самого пассажира, а тут еще багаж», – делится Екатерина Махарова.

Фото: «Петербургский дневник»

Планы выполнимы, нарушители уловимы

Еще одна важная функция кондуктора, кроме помощи пассажирам, – сбор платы за проезд. К счастью, рулон с билетами и обращение с наличностью мне не доверили. Радовался я этому потому, что следить за всем, происходящим в салоне, и отсчитывать одновременно на ходу мелочь на сдачу – мастерство, которое приобретаешь с годами.

Сегодня большинство горожан пользуются карточками, самостоятельно прикладывая их к устройствам на поручне, но и тут расслабляться нельзя. Ведь нередко люди прикладывают проездной торопясь, сразу друг за другом, и получается, что транзакция не успевает пройти. Приходится все это контролировать. Причем тщательно. Ведь если в салоне проверяющий обнаружит безбилетника, то пострадает кондуктор! Даже за одного зайца его могут частично лишить премии, да и план нужно выполнять.

Кстати, о планах. На каждом маршруте установлена своя планка по наличности и по безналичным транзакциям, которая рассчитывается исходя из среднего пассажиропотока. Если норму не выполнить хотя бы на 50%, то могут последовать штрафные санкции. По словам моей наставницы Екатерины, эта ноша посильна, но бездельничать нельзя: если не уложиться в требуемые цифры, то вместо 3 рублей с каждого проданного билета контролеру достанется только 1,5 рубля.

Что касается зарплаты, то она рассчитывается исходя из многих факторов, среди них выполнение плана, отсутствие нарушений, общее рабочее время, выход в праздничные дни. По факту в среднем выходит около 30 тысяч рублей на руки. Правда, поговаривают, что это далеко не предел и если работать усердно, на самых многолюдных маршрутах, то размер месячной зарплаты простого кондуктора может быть и выше.

Чипсы вместо билета

Не к месту в общественном транспорте пьяные люди и пассажиры слишком неопрятные, которые могут испачкать своей одеждой и салон, и других граждан. Таким товарищам в перевозке нужно отказывать. Правда, физически выдворять права нет, приходится ограничиваться только уговорами. То же самое с безбилетниками: возить их нельзя, но и выгонять не позволено.

С детьми же ситуация особая. В экстренном случае ребенка могут провезти бесплатно. Но вот незадача – часто детвора злоупотребляет этим. «Бывает, что родители дадут денег на проезд, а они их тратят на сникерсы и кока-колу. Говорят, что забыли. Если встречаю одних и тех же сорванцов с такими оправданиями, грожусь маме позвонить. Обычно сразу деньги находятся», – поделилась профессиональными секретами Екатерина.

Давайте делать паузу в пути

Один рейс 41-го маршрута, который связывает станцию метро «Кировский завод» с «Балтийской жемчужиной», длится чуть больше часа, если на дорогах нет заторов. Это время водитель и кондуктор проводят в полной автономии. Ни тебе перекуров, ни доступа к уборной. Если вам внезапно занеможется, сменить вас могут только в парке, на конце маршрута. Поэтому в «Горэлектротранс» берут только людей без серьезных заболеваний.

И этот один час заставил меня крепко задуматься о том, как непросто быть хорошим кондуктором. Иметь глаза на затылке, калькулятор в голове и всегда, даже в неприятных ситуациях, быть корректным и дружелюбным к пассажирам.

Закрыть