Чтобы сохранить памятники деревянного зодчества, петербургские архитекторы предлагают изменить закон
Уникальное деревянное зодчество Северной столицы должно быть восстановлено и отдано в эксплуатацию. К такому выводу пришли архитекторы и городские власти на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга.
«История болезни»
Сегодня на территории города находится 271 историческая деревянная постройка, и каждую из них еще предстоит «отвоевать» у времени и стихии. Перепады температур, образование древоразрушающих грибов быстро приводят здания в негодность, и, чтобы спасти памятники деревянного зодчества, петербургские архитекторы разработали концепцию сохранения объектов культурного наследия.
Теперь у каждой деревянной постройки есть своего рода «история болезни». Иными словами, учетная карточка, в которой указаны историческая справка, современное состояние здания, технические показатели. Кроме того, к каждому «личному делу» приложены фотографии и рекомендации по охране, сохранению и использованию постройки.
«Для нас очень важно, чтобы здание служило своей изначальной функции, – говорит архитектор Илья Сабанцев. – Например, старинная торговая лавка и беседка в Курортном районе не изменили свое назначение. То же можно сказать и о Сестрорецком железнодорожном вокзале. Я бы еще предложил вернуть прежнюю функцию Ольгинскому детскому приюту трудолюбия в Пушкинском районе. По всей стране под этим "брендом" создаются поселения для многодетных семей. И, я думаю, было бы здорово, чтобы Ольгинский приют опять заработал. Тем более, что вся иконография и вся информация для его восстановления у нас имеется».
«Я бы назвал это не концепцией даже, а инструментом, который поможет определить приоритеты при реставрации зданий, – отмечает руководитель компании-разработчика Никита Явейн. – Этот инструмент уже взят на вооружение, с текущего года мы начали его обкатывать. Одной из важных проблем является то, что сегодня на территории Петербурга свыше 50 объектов деревянного зодчества, находящихся в приемлемом состоянии, никак не эксплуатируются. Здесь-то и пригодятся наши рекомендации».
Петербург был деревянным
Еще в начале XX века в Северной столице было более 11 тысяч деревянных зданий. Но всего лишь за 100 лет город «переоделся» в камень и от деревянного зодчества осталось лишь 22 постройки.
«Это именно те, что находятся в черте нашего города, – поясняет зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик. – И чем меньше таких объектов осталось, тем ценнее каждый из них. Бесспорно, деревянное зодчество России – это самый оригинальный и своеобразный пример архитектурного наследия. Сегодня оно под угрозой: каждый год гибнут десятки памятников! И то, что в нашем городе есть способ спасти эти постройки, – огромная удача».
Врио губернатора Петербурга Александр Беглов поддержал разработку архитекторов. Однако, по его словам, к задаче по сохранению деревянного зодчества надо подходить вместе с собственниками этих зданий и общественностью.
Помочь с реставрацией призывают и нанимателей: им предлагают арендовать помещения по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». В этом году по этой системе выставят на торги загородный дом Змигродского и дачу Кочкина в Сестрорецке.
«Восстановление деревянного зодчества – это одна из наших первоочередных задач, – отметил Александр Беглов. – Конечно, в собственности Петербурга находится только 67 из обозначенных объектов. Часть – в федеральной собственности. Но нам в любом случае нужно привести эти здания в порядок – неважно, кто ими владеет, ведь они находятся на территории нашего города. Я думаю, что уже нужно начинать писать программу конкретных действий, чтобы начать восстанавливать памятники».
Вопрос юридический
Однако охранять и реставрировать будут только те здания, которые внесены в реестр объектов культурного наследия. Судьба остальных незавидна. Но у петербургских архитекторов есть идеи и на этот счет: закрепить на законодательном уровне термин «Знаковый объект исторической среды».
К этой категории планируют отнести старинные здания деревянного зодчества, которые перестраивались, и так называемые утраченные здания, которые сейчас находятся в плохом состоянии, но еще есть шанс вернуть им былую красоту.
Проблема в том, что такие объекты уже нельзя назвать памятниками архитектуры, а это значит, что они вряд ли смогут «выжить». Таким образом, понятие «Объект деревянной архитектуры (зодчества)» тоже может появиться в законе, что повлечет за собой изменения в Налоговом кодексе в отношении собственников таких зданий. Для них намерены ввести льготы.