Александр Запесоцкий: «Какой театр нам нужен?»
Сегодня Всемирный день театра. Праздник. Что празднуем? В советское время театр был для меня источником ярких и светлых переживаний, чем-то особенным, одной из лучших частей жизни. Признаюсь, мое первое посещение театра завершилось скандалом. Мама, прима драмтеатра, плакала на сцене. Кто-то ее там обижал. А я, трехлетний юноша, сидевший в ложе, принял происходящее за чистую монету и заорал на весь зал. Вывели, конечно.
Вера в театр померкла в 1990-е, когда настало время невероятной свободы творчества. Казалось, взлет художественности был неизбежен. Но случился провал. Не вижу, чтобы нынешнее поколение молодежи стояло в очереди ночью за билетами в БДТ. За новыми гаджетами стоят, а в театр – как-то не очень.
На протяжении последних 20 лет жизни Даниила Гранина регулярно обедали с ним. Раз-два раза в месяц. На одну из последних встреч с великим писателем пришел под впечатлением просмотренного утром по телевизору фильма «Иду на грозу». Поделился восторгом: молодые Лановой и Белявский в главных ролях. Не просто личности, а полубоги. Говорю мэтру, что теперь таких актеров уже «не делают».
А Даниил Александрович грустно отвечает: «Сейчас искусство лишилось смысла. Не знает, о чем говорить с людьми. Хочет получать деньги. Но это не может быть смыслом разговора…».
Конечно, Гранин сказал это не про все искусство, а лишь про то, что навязывает себя массовой аудитории под видом «новаторского», «современного», противопоставляя себя многовековому художественному опыту. Хотя петербуржцам, на мой взгляд, еще сильно повезло по сравнению с москвичами. В Петербурге и сегодня работают Гергиев, Додин, Фокин, Эйфман, задающие высочайшую планку художественного вкуса.
Исключительно достойно делают свое дело, верно служат зрителю «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрия Александрова, «Буфф» Исаака Штокбанта, Театр Ленинского комсомола Сергея Шуба, Молодежный театр на Фонтанке Семена Спивака, «Мастерская» Григория Козлова, Музкомедия Шварцкопфа и многие-многие другие. Это широкая панорама, где у зрителя есть возможность выбрать для себя что-то достойное. И, что особенно важно, сформировано удивительно качественное предложение для детей от мала до велика. Нам нужен театр, взращивающий добро в людях.