Яндекс.Метрика
  • Алина Чемерис

Для кого дают три звонка и можно ли ходить в театр в кроссовках?

Петербуржцам в «Балтийском доме» прочли лекцию по театральному этикету

Могли ли подумать томные дамы в кринолинах родом из 19 века, что в веке 21-м женщины будут рассматривать театр не как выход в свет, а как неплохой вариант провести вечер с подругами после трудового дня? И что на спектакли можно будет ходить без сопровождения кавалера? Да, театральный этикет уже не тот…

Только вот этикет, как и сценическое действо, – живой, и с течением времени сильно изменился. О том, какие правила приличия сегодня царят в театре, на открытой лекции в Балтийском доме рассказала эксперт по этикету Татьяна Белоусова.

Встречают по одёжке 

«На сегодня слои общества сильно перемешались. Это закономерно, – поясняет Татьяна Белоусова. – Далеко не все росли в семьях, где перед каждым походом в театр принято было наглаживать вечерние платья и костюмы, натирать до блеска туфельки и делать прически. Сейчас обычно принаряжаются, только если спектакль идёт в выходной день. Но чаще всего мы предпочитаем комфорт и отправляемся на представление после работы в удобной одежде. В этом случае будет достаточно, если дама возьмет с собой красивый шарф и яркую помаду, а мужчина с утра выйдет из дома гладко выбритым».

Что касается сменной обуви, то здесь, по словам Татьяны, всё решает эстетика. Если уличные сапоги или ботинки гармонично вписываются в образ, то брать с собой «сменку» нет необходимости. Однако в случае, когда на улице грязно, запасную пару обуви все же лучше прихватить. Ну или, на худой конец, взять с собой салфетки, чтобы привести обувь в порядок уже на месте.

Камнем преткновения остаются кроссовки. Насчет них специалисты по этикету договориться так и не смогли. Одни считают, что появляться в театре в кроссовках – дурной тон, другие, включая Татьяну Белоусову, – что ничего криминального в этом нет, если человек искренне стремится к прекрасному и в остальном из общей массы не выбивается.

«Парный» этикет 

На мужчину в театре до сих пор ложится дополнительная ответственность. Надо ухаживать за спутницей. В конце концов, джентльменство никто не отменял.

«Конечно, мужчине следует поддерживать свою спутницу на ступеньках, открывать перед ней двери, – отмечает специалист по этикету. – Я всегда говорю, что если мужчина представит, что он пришел в театр не с дамой, а с ребёнком, он всё сделает правильно: будет помогать и оберегать. Конечно, нюансов, как стоит заботиться о даме в театре, – множество, но я бы хотела обратить особое внимание на то, как следует подавать пальто».

Татьяна пригласила на импровизированную сцену помощников – актеров Балтийского дома Валентину Коровникову и Романа Дряблова. Артисты разыграли ситуацию в деталях. Роман держал шубку на уровне плеч Валентины, а она, бедная, изгибаясь под немыслимыми углами, пыталась попасть руками в рукава. Зрители смеялись. Особенно женщины. Похоже, многие узнали себя…

«Это одна из самых частых ошибок, – улыбается Татьяна. – Даме попросту неудобно… Сейчас ребята покажут, как надо: надевать на женщину пальто следует плавно, снизу, чуть приобнимая даму. Можно даже поправить воротничок».

Три звонка 

О том, что спектакль предваряют три звонка, знают все театралы. Однако почему три?

«Это на самом деле момент стратегический. Первый звонок дают для тех, у кого места в середине ряда. Чтобы эти люди могли спокойно, не перелезая через сидящих с краю, рассесться. Второй звонок – для всех остальных. А после третьего закрываются двери в зал», – объяснила Татьяна Белоусова.

С опоздавшими, как поясняет Татьяна, – отдельная история. Если им повезло и их пустили не на балкон, как это обычно происходит, а в партер, то проходить на свои места следует все же лицом к зрителям.

«Известно, что раньше было принято из уважения к театру перемещаться меж рядами лицом к сцене, а не к сидящим сзади людям. Сегодня все же неприличным считает поворачиваться филейной частью к зрителям, которые пришли смотреть отнюдь не на неё», – пояснила специалист по этикету.

Отключить мобильные телефоны 

В театре важна тишина. Перед каждым спектаклем нас просят отключить мобильные телефоны. И самый натуральный моветон – это если посреди действия ваш телефон привлечет к себе внимание и зрителей, и актеров.

«Не стоит забывать, что во время спектакля мы с вами со-творцы происходящего. Конечно, первое правило – отключить мобильные телефоны, ничего не жевать и ничем не шуршать. И желательно отправляться на представление здоровыми, чтобы не получилось, как в известной шутке, что люди приходят в театр покашлять», – поясняет эксперт.

А вот аплодисментов жалеть не надо. Как говорят театралы, артисты в первую очередь работают именно за зрительскую благодарность, а не за зарплату. Единственное, нужно чувствовать разницу между спектаклем музыкальным и драматическим: в первом случае хлопать можно только в начале и в конце представления, а во втором – если переполняют эмоции, можно дать им волю и после душераздирающей сцены.

Однако есть правила, которые, помимо этикета, касаются еще и безопасности. Это относится к тем, кто пришел на представление с цветами, чтобы в конце подарить букет любимому артисту.

«Нередко зрителям разрешается даже подняться и лично вручить цветы актёру, а вот в Мариинском, например, всегда это делают билетеры, – отмечает Татьяна Белоусова. – Сначала собирают букеты – обязательно с подписями, потом раздают. И лучше перед началом спектакля спросить у персонала, как всё-таки здесь принято дарить цветы. А то был однажды случай – женщина упала в оркестровую яму….».