Яндекс.Метрика
  • Алина Чемерис

Как России совершить экономический прорыв

Бывший президент Киргизии Аскар Акаев рассказал о том, как сделать Россию центром мира. Речь шла прежде всего о мегапроектах в развитии Сибири и Дальнего Востока, новых скоростных железнодорожных магистралях и заводах

От заводского слесаря до президента Киргизии – профессиональный путь ученого и политика Аскара Акаева сродни наполеоновскому. Доктор технических наук, иностранный член РАН, большие надежды он начал подавать еще в институте, став ленинским стипендиатом. 

Однако точные науки его интересовали не всегда: в детстве Аскар Акаев мечтал заниматься историей. Но как только в его жизнь ворвалась физика, юноша решил развиваться именно в этом направлении. И достиг немалых высот.

Но на встрече со студентами Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов он говорил не о себе и не о своих достижениях, а о том, как помочь России совершить индустриальный и экономический прорыв. По мнению Аскара Акаева, стране нужно делать ставку на пространственное развитие. В этом случае все внимание – Сибири и Дальнему Востоку.

МИРОВОЙ МОСТ 

Из Владивостока до Роттердама за двое суток? Такое вполне возможно, если будет запущено скоростное железнодорожное сообщение. Амбициозный и на первый взгляд фантастический проект, по словам Аскара Акаева, Россия может реализовать в ближайшие десятилетия.

«Это очень важная задача для страны, – отмечает он. – Если такой проект увидит свет, Россия станет мостом между Востоком и Западом и сможет контролировать все торговые пути на евразийском континенте. Это огромное преимущество, от которого никак нельзя отказываться. Сто лет назад русские инженеры смогли построить Транссибирскую магистраль, а это значит, что и высокоскоростную дорогу соорудить точно смогут». 

Прокладывание рельсов с одного конца Евразии на другой станет только первой ступенькой, уверен Аскар Акаев. Следующий шаг – опутать паутиной железных дорог весь земной шар, наладив сообщение с Америкой и Африкой. Магистраль нового поколения в первую очередь поможет в разы быстрее доставлять грузы, подчеркивает ученый.

АЛЮМИНИЙ И МЕДЬ 

«Но при этом важно, чтобы большинство товаров, которые мы повезем по этой железной дороге, были, как говорится, made in Russia. Иначе России это пользы не принесет. Конечно, сейчас у нас сырьевая экономика, и тот же алюминий, необходимый в авиации, мы продаем в чушках. А это большого дохода не приносит. Металл уходит в США и Германию, там делают двигатели для самолетов, мы их закупаем втридорога, и вся прибыль уходит Западу», – заключил Акаев. 

Но выход из этой ситуации существует, говорит ученый: есть проект по созданию так называемой красноярской алюминиевой долины. Он предусматривает полный цикл работы с этим металлом: от добычи до производства продукта. По словам Аскара Акаева, для этого требуются немалые, но все же посильные для страны инвестиции. Кроме того, проект даст возможность создать 1200 новых рабочих мест. 

«Важно не забывать и про добычу меди. После того как наша жизнь стала невозможной без электричества, медь приобрела большую ценность, – поясняет ученый. – Одно из богатейших в мире месторождений находится в Чили и кормит эту страну уже 100 лет. Россия вполне может составить Чили конкуренцию, занявшись переработкой меди».

Аскар Акаев также отметил, что в России, где имеются огромные запасы «черного золота», нет ни одного высокотехнологичного нефтеперерабатывающего завода. Предприятия могут превратить в полезный продукт лишь 70% сырья, в то время как уже давно есть компании, где этот показатель достигает 99%.

«Такой завод обязательно должен быть построен и в России», – убежден ученый.

ОПЕРЕДИТЬ КИТАЙ 

По темпам экономического роста России следует равняться на Китай, уверен Аскар Акаев. Иначе КНР уже к 2030 году может стать центром мировой торговли. Кстати, ведь китайцы сейчас тоже занимаются развитием инфраструктуры. Существующий у них проект под названием «Один пояс – один путь» предполагает строительство скоростных железнодорожных линий от восточного побережья Поднебесной до немецких и нидерландских портов.

Да и вообще с начала 1990-х Китай ухитряется каждые 7 лет удваивать экономическую мощь и сейчас по уровню доходов населения находится наравне с Германией и Швейцарией. России никак нельзя отставать, подчеркивает ученый.

«Станет ли Россия центром мира, сегодня зависит от молодежи, – отмечает Аскар Акаев. – Именно молодым людям предстоит развивать грандиозные индустриальные проекты».

Благодаря строительству новых заводов, высокоскоростной железной дороги, освоению месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке может быть создано 110 тыс. рабочих мест. Как поясняет Аскар Акаев, привлечь туда молодых специалистов можно только хорошей зарплатой и возможностью карьерного роста.

«Если в центральных районах человеку в месяц платят 50 тыс. рублей, то на проекте его заработок должен составлять 200-250 тыс. Только так мы сможем мотивировать молодежь, – заключил Аскар Акаев и добавил: – Вы только представьте: если нам удастся осуществить эти мегапроекты, Россия не только будет иметь политическую и военную мощь, но и станет одной из сильнейших мировых экономик».

НА ЗАМЕТКУ

3-е место в мире занимает Россия по протяженности железных дорог в мире.

На первом месте – США. На втором – Китай. Также в пятерку входят Индия и Канада.

СПРАВКА

Аскар Акаев занимал должность президента Киргизии с 1990-го по 2005 год. В свое время он окончил Ленинградский институт точной механики и оптики. Сейчас живет в Москве и занимается научной деятельностью.

Закрыть