Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Защищенный потребитель: что необходимо знать каждому покупателю

Во Всемирный день защиты прав потребителей «ПД» рассказывает читателям о том, как выбирать в магазинах качественные товары и куда обращаться, если ваши права все же нарушили
Фото: «Петербургский дневник»

Во всем многообразии товаров, которыми изобилуют торговые сети, не так-то просто бывает найти по-настоящему качественные. Многие производители пользуются доверием покупателей и пренебрегают существующими правилами.

Заместитель генерального директора ФБУ «Тест-С.-Петербург» Галина Иванова отметила: «Если с безопасностью товаров у нас сегодня все понятно, есть законы, есть национальные стандарты, то понятие качества сегодня достаточно расплывчатое и этим пользуются многие недобросовестные производители». 


По информации организации, на сегодняшний день около 10% проверяемой пищевой продукции не соответствует стандартам.

Фото: «Петербургский дневник»

Как выбрать качественный товар

Если речь идет о продовольственных товарах, то необходимо придерживаться нескольких правил.

Начальник лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург» Екатерина Полиектова советует: «Смотрите на сроки годности, на производителя, на саму упаковку товара, на ее целостность или, возможно, загрязненность. Проверяйте, чтобы наименование продукта было указано корректно, а также были проставлены знаки соответствия техническому регламенту».

Свои рекомендации дал и руководитель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий: «Покупайте пищевые продукты только в заводской промышленной упаковке. Только такие продукты имеют защищенную среду от проникновения различных микробов. Соответственно эта упаковка гарантирует именно тот срок годности, который на ней указан», - отметил Всеволод. - Не стоит покупать пищевые продукты, которые реализуются в торговых сетях на развес, а также местную кулинарную продукцию, которая имеет очень короткий срок годности. Сверяйте температуру хранения продукта, которая указана на упаковке с той, которая есть в торговой сети на самом деле». 

По словам руководителя «Общественного контроля», сделать это несложно: «Находите термодатчик на холодильной витрине и смотрите, чтобы температура была в пределах от +2 до +6 градусов. Это максимальная температура, при которой могут храниться пищевые продукты со сроком годности до 14 суток. Если термодатчик показывает температуру выше или вообще ничего не показывает, то покупать продукты с этого прилавка нельзя».

Что же касается замороженных продуктов, то они должны храниться при температуре -18 градусов. Это требование также указано на упаковке производителя.

Цена – один из основных показателей качества. «Если товар очень дешевый, то у потребителя уже должно возникнуть подозрение, что скорее всего ему предлагают что-то не то, - подчеркнул Всеволод Вишневецкий. - Нужно смотреть на цену, она не должна быть запредельно низкой, демпинговой».

Тем не менее, как отметил наш собеседник, многие продавцы повышают стоимость даже некачественного товара, чтобы низкая цена не смущала потребителя.

Обращайте внимание на сроки годности продукции. Натуральные продукты, как известно, не хранятся долго. Поэтому чем меньше срок годности, тем более вероятно, что товар изготовлен из качественного сырья.

Не покупайте продукцию неизвестного производителя. При выборе продовольственных товаров, лучше отдать предпочтение крупным производителям, которые существуют на рынке не один год, а то и не одно десятилетие.

Всеволод Вишневецкий также рекомендует покупать скоропортящиеся товары у производителя, находящегося в регионе проживания потребителя.
Он подчеркнул: «Длительная транспортировка и логистика, которая занимает не одни сутки – это все влияет на безопасность продуктов. Кроме того, в нашем городе, например, контроль за предприятиями очень серьезный и эффективный».

Узнавайте результаты разнообразных исследований. В настоящее время существует немало организаций, проверяющих товар на соответствие существующим стандартам. При этом многие из них публикуют результаты своих исследований на официальных сайтах, чтобы информация была доступна потребителям. 


«Общественный контроль – это информационный канал, который может оперативно проверить, кто обманывает потребителя, какая продукция соответствует установленным требованиям, а какая нет», - напомнил Всеволод.

В список таких организаций также входят Ростест, Роскачество и ФБУ «Тест-С.-Петербург».

Фото: «Петербургский дневник»

Выбор непродовольственных товаров

В связи с тем, что стоимость непродовольственных товаров зачастую в разы выше цены пищевой продукции, при их выборе Всеволод Вишневецкий рекомендует быть предельно бдительными.

«Перед покупкой необходимо удостовериться в качестве товара: попросить продавца достать товар из упаковки, максимально проверить все его функции, - советует Всеволод. - Визуально смотрите товар на наличие повреждений и заводских дефектов. Прежде чем оплатить, выясните условия гарантии на товар».

Как защитить свои права

В первую очередь необходимо помнить, что по Закону о защите прав потребителей у вас есть 14 дней, не считая дня покупки, когда вы в случае обнаружения какого-то недостатка можете вернуть товар и потребовать возврат денежных средств.
«Если вы обнаружите этот недостаток позже двухнедельного срока, то просто так вернуть товар и деньги у вас не получится. Однако вы имеете право сделать это в течение гарантийного срока, который установлен на товар либо в пределах двух лет, если гарантийный срок на товар не заявлен», - рассказал Всеволод Вишневецкий.

Кроме того, он отметил, что даже если гарантия на приобретенный вами товар действует в течение года, но за пределами этого срока вы все же обнаружили недостаток, вы можете в течение двух лет с даты покупки потребовать у продавца возмещение убытков, понесенных вами при приобретении этого товара.

Если товар входит в список технически сложных, то для возврата придется составить официальную претензию, после получения которой продавец отправит товар на экспертизу. Проверка качества должна занимать не более 20 дней.

Претензию руководитель «Общественного контроля» советует составлять в письменном виде и в двух экземплярах, один из которых вы заберете себе после проставления на нем печати.
Важно знать, что в соответствии с законодательством покупатель может требовать не только вернуть деньги или обменять товар на другой, но и уменьшить его стоимость.
Если после всех обращений и претензий продавец не реагирует на ваши требования, то необходимо обращаться в суд, приложив к исковому заявлению всю переписку с продавцом, документы и кассовый чек.

«Расторжение договора купли-продажи происходит только по решению суда, - подчеркнул Всеволод. - Если вы будете подавать иск самостоятельно, как потребитель, то за отказ урегулировать спор в добровольном порядке, суд взыщет с нерадивого продавца еще и штраф в размере 50% от суммы вашего иска».

По вопросам защиты своих прав многие потребители обращаются в органы Роспотребнадзора, однако Всеволод Вишневецкий отметил, что если ведомство установит нарушение, то будет проведена внеплановая проверка продавца, однако предпринятые сотрудниками Роспотребназдзора меры воздействия никак вас не коснутся и не помогут вернуть деньги за некачественный товар. Этот вопрос может урегулировать лишь суд.


Закрыть