Черный день в истории Новой Зеландии: атаки на мечети никто не ожидал
Время на часах в новозеландском городе Крайстчерч близилось к 13:40, когда на пороге мечетей Аль-Нур и Линвуд Масджид возникли вооруженные люди. Они перекрыли выходы и начали расстреливать прихожан. А после вышли из мечетей и стреляли по тем, кто пытался убежать.
Всего, по последним данным, жертвами атаки стали 49 человек, ранены больше 40.
Один из нападавших – австралиец Брентон Таррант вел прямую трансляцию бойни в соцсети Facebook. Позже запись была удалена. А накануне 28-летний мужчина, придерживающийся ультраправых и националистических взглядов, опубликовал манифест, в котором рассказал, что хочет «показать захватчикам, что наши земли не будут их землями», и так далее.
Таррант также признался, что на атаку его вдохновил норвежский террорист Андерс Брейвик, который в 2011 году убил 77 человек. Сейчас Тарранта ищет полиция. А четверых его сообщников уже удалось задержать. Это трое мужчин и одна женщина. Информация об их личностях не разглашается.
«Это один из самых мрачных дней Новой Зеландии. Очевидно, то, что здесь произошло, является экстраординарным и беспрецедентным актом насилия. Многие из пострадавших – члены мигрантских общин, Новая Зеландия их дом, они – это мы», – отреагировала на трагедию премьер-министр страны Джасинда Ардерн.
А ЧТО СЕЙЧАС?
«Петербургский дневник» связался с несколькими россиянами, которые живут в Крайстчерч. Сейчас время там близится к полуночи. Люди рассказывают, что обстановка в городе несколько успокаивается, но в первые часы было очень тревожно.
«В городе сейчас тихо, так как поздний вечер, но днём было страшно: центр города оцеплен, здания забаррикадированы, родители пытаются добраться до своих детей в школах через жуткие пробки, все потеряны и испуганы... К пяти часам вечера, когда стало ясно, что больше перестрелок не будет, люди подуспокоились и начали выходить на улицы», – рассказала София Романенко.
Она отметила, что, несмотря на общую деморализованность, местные жители пытаются поддерживать друг друга: обмениваются позитивными сообщениями в соцсетях, предлагают помощь пострадавшим и в целом показывают, что дух новозеландцев не сломлен.
«На данный момент закрыты магазины, отменены многие мероприятия на выходных, людям рекомендуется оставаться дома», – добавила она.
Еще один россиянин по имени Роман также отметил, что жители города пребывают в шоке от случившегося, потому что предпосылок для атаки не было никаких.
«Новая Зеландия вообще мирное государство. Такого никто не ожидал», – объяснил он.
Вторит ему и еще один житель Крайстчерча.
«Новая Зеландия самая спокойная и тихая страна, тут редко когда происходит какой-либо криминал», – пишет Николай.
НА КОНТРАСТЕ
Почему же в такой тихой и спокойной стране случилась трагедия, шокировавшая весь мир? И, кстати, вдохновила одного из организаторов атаки, бойня, случившаяся в стране не менее спокойной и благополучной – Норвегии. Есть ли в этом какая-то закономерность, «ПД» решил узнать у кандидата политических наук, доцента кафедры политических институтов и прикладных политических исследований СПбГУ Евгения Негрова.
По мнению эксперта, в этой трагедии мировую общественность и СМИ поражает именно контраст между благополучием страны и масштабом произошедшей трагедии.
«Именно поэтому кажется, что тут есть какая-то закономерность. Но на самом деле, чем общество более брутальное, воинственное и конфликтное, тем такого рода событий и даже намного более кровавых происходит в нем. В Пакистане теракты случаются практически еженедельно, ежемесячно точно, и уносят количество жизней намного больше. Опять же мы видим, что в крупных странах с очень мощными общинами различных религиозных и этнических течений тоже теракты происходят намного чаще. Та же Франция, где сейчас практически ежеквартально происходят такого рода события именно по религиозным и этническим мотивам. Поэтому здесь именно сам по себе контраст привлекает внимание, но в этом нет никакой закономерности», – считает политолог.