Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В Петербурге накрыли сразу два офиса «черных коллекторов»

Предположительно, это часть обширной сети подпольных организаций, терроризирующих россиян по всей стране. «Петербургский дневник» узнал, какие инструкции получали злоумышленники от своего начальства
В Петербурге накрыли сразу два офиса черных коллекторов Фото: «Петербургский дневник»

Взысканием просроченной задолженности прежде всего занимаются коллекторские агентства, включенные в государственный реестр. Как сообщили в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Петербургу, на территории нашего города действует 20 таких организаций. По ним возникает меньше всего нареканий, практически не поступают жалобы на их деятельность. Особенно после исключения печально известной «Константы», которая прославилась тем, что ее сотрудники доводили до нервного срыва должников и их родственников.

«Возвратом долгов также занимаются банки, хотя это не является их основным видом деятельности, а также микрофинансовые и микрокредитные организации. С последними проблемы возникают регулярно. Так, в прошлом году количество жалоб на них выросло почти в два раза. Впрочем, львиная доля всех обращений поступает на действия так называемых «черных коллекторов», подпольщиков, методы работы которых зачастую нарушают не только административный кодекс, но и нормы уголовного права», - рассказал заместитель главного судебного пристава Петербурга Игорь Исаков.

По следу «черных коллекторов» 

Правоохранители, как принято говорить на сленге оперативников, недавно «вынесли» сразу два офиса «черных коллекторов», имеющих отношение к одной и той же ушлой организации. В каждом на момент облавы находилось примерно по 40 сотрудников, многие из которых выходцы из бывших республик Советского Союза.

«К нам поступило большое количество обращений людей, страдающих от действий компании «Росденьги», ее «филиалов» или точек. Компания работает по всей стране по принципу айсберга. На его вершине - легальная организация, работающая сугубо в рамках закона, но это лишь видимая малая часть могучего синдиката», - добавляет Игорь Исаков.

Допустим, в Ульяновске у этой компании есть «белый» офис, где ее сотрудники неотступно соблюдают 230-й закон. Проще говоря, они не звонят после 22 часов, не угрожают, не проводят более двух телефонных переговоров в неделю и т.п. Вот только когда вернуть долг законными методами не получается, персональная информация о должнике незамедлительно спускается в подполье, к аффилированным организациям, которых официально не существует вовсе.

«В ходе рассмотрения обращений граждан, пострадавших от деятельности «черных коллекторов», к нам обратились за оказанием содействия сотрудники МВД, которые, как оказалось, тоже занимались работой по пресечению незаконной деятельности лиц, взыскивающих долги с применением криминальных методов. Коллеги поделились с нами материалами, которые попали в их распоряжение после ликвидации двух подпольных офисов упомянутой организации», - сообщил Исаков.

В первом офисе правоохранители не успели снять базу данных с компьютеров. Оказалось, в подполье «черных коллекторов» стояла система оповещения, в лучших традициях фильмов про хакеров, «моргнув» компьютеры предстали перед оперативниками чуть ли не в девственном виде. Это говорит о высоком уровне организации и централизованном управлении всей сетью «черных коллекторов». Со вторым офисом повезло, удалось получить куда больше информации, которая в настоящее время анализируется специалистами.

Как рассказали правоохранители, при обыске был изъят ряд любопытных документов. В частности, инструкции, подробно разъяснявшие вымогателям, как лучше оказывать психологическое давление на беременных женщин, матерей-одиночек, пенсионеров и т.д. Скажем, в стандартной инструкции первого звонка есть следующие строки: «Имейте в виду, что судебный процесс, который будет инициирован нашей компанией, - за Ваш счет, а уголовное преследование грозит Вам не только ограничением свободы, но и распространением негативной информации по всем Вашим родственникам, друзьям, работодателю. Компания будет применять все доступные способы взыскания задолженности». Там же сказано, что если телефон выключен, необходимо написать смс-сообщение с подобным текстом и позвонить на работу должника, постараться дозвониться до руководства и заявить, что звонки не прекратятся, пока долг не будет уплачен.

Среди изъятых документов были и рекомендации по представлению в роли сотрудника прокуратуры или службы судебных приставов. И что любопытно, инструкции для кадровиков по подбору будущих «черных коллекторов»: «Что мы не можем дать сотруднику: фиксированного оклада. Мотивация построена на взаимовыгодных условиях – сотрудник приносит деньги компании и получает зарплату; уходя в отпуск или на больничный, сотрудник не может отрабатывать договоры, следовательно, теряет в деньгах; карьерного роста – данный вид заработка расценивается как недолгосрочное сотрудничество. Среди тех, кто слишком задержался, наблюдается эмоциональное выгорание. В данной сфере люди не развиваются, а зарабатывают деньги. В нашу сферу деятельности, люди приходят, избегая чего-то». Там же отмечено, что наиболее подходящие кандидаты на роль «черного коллектора»: охранники, продавцы, грузчики, разнорабочие, словом, те, кто будет рад работе в офисе «особенно в холодное время года», сказано в инструкции. Отдельным пунктом выделено, что с особой осторожностью необходимо относиться к соискателям, которые недавно закончили службу в Вооруженных Силах или органах МВД. Подчеркнуто, что их стоит брать в случаях, когда человек, выйдя на пенсию, долгое время не смог применить себя или при увольнении из органов по дискредитирующим основаниям.

В изъятых документах была указана сетка выплат. Так, за взыскание долга до 100 тысяч «черный коллектор» получает 10 тысяч рублей и 3% от полученных денег. А за сумму от 500 до 600 тысяч – 20 тысяч рублей и 16% процентов.

Преступление и наказание 

Когда «черных коллекторов» взяли по горячим следам, они дали довольно откровенное объяснение, рассказав, на какую организацию работают и что конкретно делают. Потом они остыли, а тут и адвокаты в дорогих костюмах подтянулись. Вчерашние «сотрудники» заявили, что первые объяснения давали, мол, под давлением, а так уж давно и не работают нигде, что можно подтвердить по отсутствию отчислений в пенсионный фонд. Смешно и грустно, когда солидный амбал под присмотром адвоката начинает рассказывать, как точил карандаши или разносил кофе в офисе.

«Материалы, свидетельствующие о межрегиональной деятельности «черных» коллекторов, мы направили в Центральный аппарат ФССП России. Федеральная служба судебных приставов организовала системную работу территориальных органов. Насколько известно, ряд регионов уже подтвердил наличие подобных точек и должников, которым звонили с территории нашего города. Ведется работа по составлению административных протоколов в отношении физических лиц, непосредственно нарушающих закон», - сообщил заместитель главного судебного пристава Петербурга Игорь Исаков.

К сожалению, доказать причастность к этому темному делу крайне сложно. Представители этой организации, вначале бросились в панику. Главный бухгалтер с ноутбуком под мышкой спешно убыла в Мурманск, но потом ребята успокоились.

По мнению силовиков, идеальным исходом будет возбуждение уголовного дела по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества», тогда появится возможность прижать организаторов преступного бизнеса по всей строгости закона.

Ничего святого 

Источник в правоохранительных органах рассказал, к чему прибегают «черные коллекторы», чтобы запугать жертву: «Они ничем не брезгуют. Вариантов множество. Могут позвонить пенсионеру, включив звук детского плача, начать прессовать, ссылаясь на то, что внучка уже попала в беду из-за его долга, или прислать отфотошопленную картинку из эротического журнала, где лицо одного из участников действа заменено на лицо должника, вырезанное из фотографии с соцсетей».

Источник добавил, что часто «черные коллекторы» пытаются разыграть исламскую карту. К примеру, в телефонном разговоре пытаются имитировать характерный акцент, обещая закинуть «огненный салам» в окно.

Петербургские приставы сталкивались с ситуациями, когда «черные коллекторы» разыгрывали национальную карту. Женщина обратилась к приставам с заявлением после того, как стала получать по несколько оскорбительных смс-сообщений в день. Первое гласило: «Елена, воровка, верни долг, который взяла в «Росденьги», выполнена переуступка коллекторам, компания не несет ответственности за их действия». Спустя пару дней новое сообщение: «Поиграем с девочками твоих коллег, Азамат с Шамилем очень любят молодую плоть». Затем: «Ну что рыжая… нравится? Ищи новую работу…!» и «Лена, жди скорейшей встречи, потерпи еще немножко и начинай прощаться с коллегами». А одно из последних сообщений, поступивших до вмешательства приставов, гласило: «За долги твои, мы твоим родным на улице руки и ноги порубим. Нам будешь долг отдавать су***, начнешь бегать, зарежем».

Стоит отметить, что подобные смс-сообщения, как правило, сопровождаются обильным применением мата, по понятным причинам исключенным из материала.

Самое интересное, женщина не только не является должником, она даже не выступала поручителем и уже много лет не общается со своим сводным братом, который попал в сети к «черным коллекторам». Если попробовать перезвонить по номерам телефона, которые используют вымогатели, в большинстве случаев будут просто гудки отбоя. Если дозвониться все же получится, сначала следует неудержимо бессмысленный поток гонора, а потом отнекивания, мол, и не коллектор вовсе и «знать ничего не знаю».

По словам правоохранителей, занятых борьбой с «черными коллекторами», офисы «черных коллекторов» редко работают на своей территории, 90% своего времени они тратят на другие регионы. Например, первый взятый офис, который взяли правоохранители, выколачивал деньги по Северо-Кавказскому федеральному округу и Поволжью. Скажем, по Петербургу работает иркутский офис этой компании. На что тут расчет? Все просто, злоумышленники считают, что правоохранители региона, в котором работает офис, не будут скрупулезно заниматься проблемами людей из другого города. Люди жалуются там, а тут своих проблем хватает.

Большие прибыли 

Теневой рынок взыскания приносит солидную прибыль. Зачастую в жертвы выбирают наименее защищенные социальные группы, скажем, пенсионеров. Выбрав конкретную фигуру, начинается прессинг. Так, человек взял в долг в микрофинансовой организации 15 тысяч рублей, а через некоторое время насчитываются сумасшедшие проценты,  и с него требуют уже 200. Клиент мечется в панике, пока коллекторы звонят его родным, близким, знакомым. Он находит нужную сумму и отдает ее, тем самым окупая долги еще 5-6 должников, с которых получить деньги по тем или иным причинам невозможно. Этот механизм дает большую прибыль, к тому же полученные деньги нигде не учитываются.

Тут надо понимать, что не стоит идеализировать портрет должника. Есть те, кто действительно попадает в сложные жизненные ситуации, другие просто не хотят, а зачастую и не собирались отдавать долг. Как бы там ни было, закон охраняет права всех.

Как отмечают судебные приставы, люди иной раз тоже проявляют несознательность или занимают иждивенческую позицию. Например, на электронную почту УФССП приходит письмо, где человек пишет: «Взял деньги, сейчас не могу отдать, мне угрожают, разберитесь». Он получает ответ: «По закону необходимо идентифицировать вашу личность, пришлите копию паспорта, чтобы приставы могли убедиться, что вы - это вы и детализацию телефонных переговоров, чтобы видеть, поступали ли в действительности подобные звонки».

Те, кого это действительно волнует, присылают всю необходимую информацию, судебные приставы начинают работу по их заявлению, разбираются и привлекают к административной ответственности нарушителей. Но есть те, кто говорят: «Нет, это ваша работа, разбирайтесь сами, я вам ничего предоставлять не буду». Между тем, даже полиции требуется решение суда, чтобы получить доступ к информации о телефонных разговорах человека.

Мобильное непонимание 

В борьбе с «черными коллекторами» существует серьезная проблема. Как пояснили в Управлении федеральной службы судебных приставов по Петербургу, получив оскорбительные или содержащие угрозу смс-сообщения, люди обращаются к приставам, те, в свою очередь, делают запрос мобильным операторам. Если одни идут навстречу, то другие, ссылаясь на закон о защите персональных данных, систематически отказывают приставам. Получается парадокс. С одной стороны, закон даровал приставам право получать такую информацию, с другой, есть закон, который оберегает тайну связи.

Также не стоит забывать, что к административной ответственности может быть привлечен человек, на которого зарегистрирована сим-карта, так называемый персональный пользователь.

Допустим, человек скупил стопку сим-карт и продал их неизвестно кому, сейчас он практически не несет никакой ответственности за то, что не перерегистрировал с себя эти карточки. Потерял, мол, и все тут. На одного такого товарища сейчас петербургские приставы получают жалобы со всей России. Конечно, они стараются не оставлять это так. Например, в Астрахани есть некий человек, с сим-карт, зарегистрированных на его имя, идут звонки с угрозами убийства. Эти материалы предоставляются в следственные органы МВД, которые проведут проверку и заставят мужчину понервничать, чтобы жизнь медом не казалась. Вряд ли получится доказать, что этот человек является преступником, скорее всего, это не он их делает. В то же время благодаря попустительству этого человека некто, кто прячется за его спиной, может позволить безнаказанно писать угрозы и гадости людям. Так, в ходе одного расследования был выявлен пользователь сразу 250 таких карт, которые он отдал третьим лицам. Без договора, безвозмездно, якобы по акту приема-передачи, который был уничтожен.

Как рассказывают приставы, иной раз можно начать разбираться в той или иной ситуации и поразиться. Сим-карта может быть зарегистрирована на человека, проживающего по определенному адресу. Пристав выезжает на место, а этот дом снесен еще лет 20 назад. Еще замечательный случай: один номер был зарегистрирован на человека, умершего за полтора года до регистрации. Какие-то «Мертвые души» по Гоголю получаются. Поэтому силовики придерживаются мнения, что требуется законодательно ужесточить ответственность за неперерегистрацию сим-карт, их выдачу и «потерю».

Сейчас Федеральная служба судебных приставов и МВД инициировали масштабную проверку по всей стране.

Справка 

В Управление ФССП по Петербургу в прошлом году поступило 1757 обращений с жалобами на действия коллекторов. А в 2017 году - 2300 обращений. Большая часть из всех обращений связана с неправомерной работой микрофинансовых организаций.