Вторая победа майора Николая Евтуха
Николаю 43 года, он крепкий, большой и очень позитивный. В новый дом въезжает на своей инвалидной коляске, как на коне. Видно, что квартира в социальном доме на Витебском проспекте ему нравится. А его друзьям из Лиги ветеранов РУБОП, Герою России Алексею Махотину и Юрию Васильеву, нравится, что все нравится Николаю Николаевичу. Если бы не эти люди, майор «Тайфуна» Николай Евтух, получивший тяжелое ранение в 2000 году в бою с боевиками отряда Гелаева в чеченском селе Комсомольское, мог бы стать бомжом. Собственно, он почти им стал: он уже давно живет в крохотной комнатушке в общаге на базе родного «Тайфуна». В двухкомнатной квартире, полученной от государства за боевые заслуги, уже давно живут чужие люди – многочисленная родня бывшей жены.
«Я терпел до последнего»
«У нас фланг оголился. Впереди — небольшая высота, фактически — пригорок, но его не обойти. Пригорок этот огорожен был невысоким плетнем из лозы. Полезли двумя группами. А у боевиков он пристрелян, и они с нескольких сторон начали по нам лупить. Из автоматов, подствольников, АГСов, каких-то самодельных минометов. Ранили пулеметчика Володю Широкова, снайпера Сергея Новикова убили. Коля Евтух плетенку начал рвать, попытался вытащить Володю из-под огня и сам в поясницу пулю словил. Володя скончался, а у Коли перебило позвоночник. Рядом еще кого-то ранило», - это отрывок из воспоминаний того же Героя России Алексея Махотина о том, как проходил тот бой за Комсомольское в составе сводного отряда спецназа ГУИН Минюста России и как Николай Евтух стал инвалидом.
Николай Евтух и сейчас говорит, что тоже ждал и терпел до последнего. Он не хотел ни прессы, ни участия в своей судьбе председателя СК РФ Александра Бастрыкина. Он надеялся, что у бывшей супруги и ее семьи проснется совесть, и они отдадут ему хотя бы половину того, чем его наградила Родина. Но так и не дождался.
Еще в 2001 году Николай за мужество, героизм и тяжелое ранение получил от Управления ФСИН по Петербургу и Ленобласти двухкомнатную квартиру на улице Пятилеток. Бывшие сослуживцы скинулись и помогли ее хорошо обустроить для нужд инвалида-колясочника. Через 3 года Николай женился на уроженке одного южного города Динаре, прожили в официальном браке до 2010 года, но затем семья распалась. Однако Динара продолжила жить в квартире бывшего мужа, привезла с малой родины своих родителей, сестер, потом нового кавалера, родила ребенка. А Николай все ждал.
«Чего я ждал? Я хотел, чтобы все сделали по-человечески, мирно, я до последнего надеялся, что удастся договориться, чтобы не доводить до суда. Они обещали, что мы поделим квартиру 50 на 50. Потом начались суды… Я не держу насильно никого около себя, я даю право выбора, старался относиться уважительно. Но я хочу, чтобы и ко мне относились с уважением. Как бы я их назвал? Не знаю, я не хочу тратить силы на рассуждения. Хочешь узнать о человеке – посмотри их действия. Я получил мудрость понять, где, в каких моментах могут обмануть. Я сказал бы им «спасибо» – и наши дороги разошлись.
Спрашиваю у Николая, понимает ли он, что если бы не его друзья, он стал бы бомжом. Он понимает: «Я старался решить все сам, ведь все мы – живые люди. Самое главное – доверие, и главное, чтобы в таких ситуациях люди не погасили доверие к другим. Надо сердце держать открытым, чтобы люди в жизни все-таки радовались. Если враг придет на порог, тогда нужны будут другие знания. Но оказалось, что война идет – только невидимая война: кто-то воюет за имущество».
С учетом заслуг и достижений
Как Николай 19 лет назад пытался вытащить с поля боя раненого товарища, так сейчас товарищи пришли ему на помощь. О том, что офицер-инвалид живет на базе спецназа, так как в одной квартире с бывшими родственниками было попросту невозможно оставаться, узнал генерал Игорь Комиссаров, старший помощник председателя следственного комитета России Александра Бастрыкина.
«С учетом его героического прошлого и правильной позиции сегодня мы посчитали своим долгом помочь человеку. Говорить о выводах пока рано, необходим определенный объем следственных мероприятий. Каких-то конкретных данных, что именно произошло с жильем, пока нет, следователи набирают объем документации, планируют следственные действия, допросы. Надеемся, что мы приложим все усилия, чтобы разобраться и поставить точку в этой истории», - рассказал замруководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Андрей Голомбиевский.
В том, понравилось ли Николаю Евтуху новое жилье, приехал лично убедиться и глава Комитета по социальной политике Александр Ржаненков. Он отметил, что Николай может по желанию пользоваться любыми социальными услугами, которые город может обеспечить, – в том числе и непосредственно в новом доме.
«Удивительный человек Николай Николаевич, если бы у нас были все бойцы такие, мы были бы впереди планеты всей, - сказал руководитель социального ведомства. – Как нам удалось так быстро, меньше чем за две недели найти ему жилье? Нашли понимание с органами власти, с Жилищным комитетом. Но есть особенности, почему не можем пока оформить ему квартиру в полную собственность, но и у социального жилья есть много преимуществ. Сегодня ему важно жить в полноценных условиях».
Только у нашего города есть единственная в России система социальных домов. В Санкт-Петербурге 24 таких дома. Планируется строительство еще четырех. Александр Ржаненков мечтает, чтобы квартиры там могли получать не только ветераны, но все те, кто нуждается в социальном жилье. Все жильцы имеют право (по желанию) на полное социальное сопровождение вплоть до покупки продуктов и доставки в социальные учреждения. Есть тренажеры, спортивные комплексы. Это бывшего спецназовца особенно заинтересовало – ведь осень этого года Николай вместе с товарищами собирается на Эльбрус, надо подкачаться.
Но товарищи Николая все же надеются вернуть ту самую квартиру, которую их друг заслужил своей кровью. На вопрос, как они общаются с теми, кто его обидел, офицеры отвечают: «Мы умеем воевать, но не с гражданскими. Главное – чтобы ему жилось нормально и чтобы не мешали».
Новоселье запланировано на ближайшие дни – после 10 марта. Потому что 8 и 10 марта бойцы все вместе едут на Серафимовское кладбище – годовщина гибели боевых друзей в том самом селе Комсомольском. Николай не может пропустить это.