Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

О масленичных традициях расскажут дореволюционные открытки

Обладатель самой широкой в Петербурге коллекции поздравительных открыток рассказал о сюжетах и тонкостях этого вида искусства

Румяные довольные лица, катания на тройках - излюбленный сюжет дореволюционных поздравительных открыток масленичной тематики. Но филокартисты - коллекционеры открыток со всего мира с особенным азартом охотятся за открытками графика и орнаменталиста Бориса Зворыкина (1872-1942), рассказал «Петербургскому дневнику» обладатель самой богатой в городе коллекций поздравительных открыток – «поздравишек» Юрий Комболин.

Масленица в жанровых сценках

В стотысячной коллекции открыток и фотографий бывалого моряка, учителя и наставника многих поколений газетчиков Ленинграда-Петербурга зворыкинских масленичных открыток всего пять. «Излюбленный сюжет масленичных «поздравишек» у разных художников - катание на тройках. У Бориса Васильевича Зворыкина он тоже есть, но его масленичную серию отличает жанровость сюжетов, прекрасное знание русского быта. Его открытки созданы с большой теплотой и любовью к России. Даже поддатенькие мужички на них такие добрые, что не вызывают никакого отторжения», - комментирует Юрий Комболин.

Раскрасневшаяся хозяйка у печи со стопкой свежеиспеченных блинов, двое празднующих масленицу мужичков явно разных сословий мирно беседуют, ломящийся от яств стол. Юрий Комболин говорит, что видел в каталогах еще три-четыре сюжета масленичных открыток, каких в его, «точно самой большой в Петербурге», коллекции поздравительных открыток пока нет. Но это только разжигает азарт филокартиста с 30-летним стажем. «Цены заоблачные, найти масленичные сюжеты трудно», - замечает Юрий Иванович, рассказывая о перипетиях филокартистской охоты.

Энциклопедист русской старины

Приверженец русского стиля Борис Зворыкин иллюстрировал сказки, юбилейные подарочные альбомы, не пренебрегал театральными программками и меню торжественных обедов. Царская чета оценила его работы, пригласив участвовать в оформлении Федоровского городка в Царском Селе, а затем расписывать храм в Крыму. Поздравительные открытки - рождественские, пасхальные, масленичные составляют лишь небольшую часть созданных художником открыток. Его серии «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские былины», «Русские храмы» в значительной части сразу расходились по коллекциям филокартистов и более века кочуют из коллекции в коллекцию нештампованными. «Открытки печатались небольшими тиражами - 7-10 тысяч. В моей коллекции 56 открыток Бориса Зворыкина, относящихся к разным сериям, половина из них - чистые, никогда не отправлявшиеся по почте», - рассказал Юрий Комболин. Один из его швейцарских друзей-филокартистов собирает только открытки русских художников, отдавая предпочтение Борису Зворыкину, но есть и такие, кто собирает только открытки Зворыкина.

«Это самый интересный художник, работавший в открыточном жанре, - полагает Юрий Комболин. - В серии пасхальных открыток он часто помещал детей во взрослые ситуации, это стало одним из его характерных приемов». Работы Зворыкина - и энциклопедия русского дореволюционного быта и характеров, и яркое воплощение эпохи модерна и арт-деко.

До перестройки открытки Зворыкина были, в основном, только дореволюционные. Конечно, привозили и те, что изданы за рубежом, но их было мало. Очень редко их привозили из Франции, где эмигрировавший в 1920-е годы художник умер во время фашистской оккупации страны.

30 лет в филокартии - юность

Юрий Комболин называет себя молодым филокартистом, так как три десятка лет собирания открыток в этой среде считается небольшим стажем. Людей, увлеченных собиранием открыток, в городе около 200, но большинство - это продавцы. «Чтобы посчитать тех, кто только покупает, - истинных коллекционеров, хватит пальцев на двух руках. Тех, кто и собирает, и продает, - чуть больше», - рассказал собеседник. Юрий Комболин собирает «поздравишки», «север», «праздники» и свадебные темы. Он участвовал во множестве выставок в Петербурге - Елагином дворце, музеях Печати, Достоевского, Фонтанном доме, городских библиотеках, а также в Архангельске и Каргополе. Однажды его выставка заняла целое здание в Архангельске. Его опыт, как с сожалением заметил Юрий Иванович, говорит о слабом развитии страхования коллекций филокартистов при участии в выставках.