Яндекс.Метрика
  • Ксения Ахметжанова

Аромат эпохи: петербурженка рассказала, как собрала коллекцию из 4 тысяч духов

Какие ароматы носили женщины в разные времена, знают в музее парфюмерии. Накануне 8 Марта мы пришли к Элине Арсеньевой - владелице этого чудесного места в гости, чтобы поговорить не столько о женском, сколько о вечном. Хоть порой и едва уловимом…
Элина Арсеньева Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Запахи старого гардероба 

Ароматы Франции, Италии, Америки, советской и даже царской России сошлись в одном месте на Васильевском острове. Здесь, в притаившемся во дворе 1-й линии музее, собрано 4 тысячи экспонатов духов.

Все колбочки, пузыречки и флакончики с уникальными ароматами, создателей которых в большинстве своем нет уже в живых, долгие годы собирает Элина Арсеньева. Она же – владелица музея парфюмерии.

Очаровательная хозяйка сажает нас за стол, наливает чай, выстраивает перед нами «кремль» из духов, достает из него по одному флакону, наносит на блоттер (бумажная полоска – прим. ред.) и начинает свой рассказ. 

Коллекцию этого музея можно условно разделить на несколько секций: советская (собственно, с нее все началось), зарубежная и современная авторская парфюмерия. А еще у Элины Арсеньевой есть реконструированные ею ароматы ХIХ века, воспринимать которые неподготовленной публике сложно.

«У меня многие спрашивают: «Что же они такие мощные?! Неужели дамы вот так пахли?» - улыбается Элина. – Я объясняю, что в ХIХ веке неприлично было пахнуть интенсивно, поэтому ароматы наносили не на кожу, а на одежду. Причем не на сами платья, а на внутреннюю поверхность шкафа. Его специально изнутри для этого обтягивали тканью. Получался не шкаф, а такая благовонная шкатулочка. И через шкаф, через платье аромат попадал «в мир» уже значительно ослабленным. Это в те времена родилась идея «один аромат на всю жизнь», поскольку смена духов была равносильна капремонту, ведь пахли все вещи и даже мебель».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Шедевры в мешке 

Быстрая смена моды на ароматы пришла только в следующем ХХ веке, когда уже окрепло их массовое производство и быстро менялся исторический контекст. «Производство духов удалось удешевить за счет применения синтетики. Заодно она придала ароматам стойкости, яркости и чистоты звучания», - отмечает Элина Арсеньева.

Так, до наших времен чудом дожил аромат более чем столетней давности - Fougère Royale Houbigant. Создал его в 1882 году знаменитый химик-парфюмер Поль Парке. Эти духи владелица Музея духов приобрела на аукционе. «Порой там покупаешь «кота в мешке», могут даже воду во флаконе прислать, но попадаются и настоящие шедевры», - делится радостью находок коллекционер.

Примечательно, что таким ароматом, как Fougère Royale, могли пользоваться как мужчины, так и женщины. Вообще, до 1950-х годов парфюмерию так жестко не разделяли по гендерным признакам. Дальнейшие преобразования диктовали уже маркетологи.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Еще один старейший экземпляр, который нам показывает Элина, - дутый большой флакон La Rose Rochas 1948-го года. Создал его французский парфюмер Эдмонд Рудницка. «Очень большой флакон – значит, это для Америки, - поясняет Элина Арсеньева. – Американцы любят, чтобы объем был большим, а дизайн минимальным. У них не принято переплачивать за визуальные излишества».

Ленинградский букет 

Украшательства с кисточками и затейливыми флакончиками – это европейское. Но… не только. Отрадно знать, что советская парфюмерия унаследовала лучшее у французов ХIХ века. Вплоть до перестройки наши фабрики выпускали ароматы по канонам столетней давности. Еще первых советских парфюмеров обучил Август Мишель – французский парфюмер, приехавший работать еще до Октябрьской революции в Российскую империю на фабрику Генриха Брокара.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В музее есть изящная коробочка духов «Фрези Грант» (персонаж Александра Грина из «Бегущей по волнам») выпущенных в 1970-х годах. «Этот «малыш» стоил в Ленинграде 12 рублей, - вспоминает Элина Арсеньева, – за 9 миллилитров». По сегодняшним ценам это составит порядка 12 тысяч рублей. Покупая такие духи, женщины надевали их на себя, как дорогие украшения, – только по особым случаям.

Ленинградская парфюмерия имела свой уникальный стиль. Московские парфюмеры любили теплые амбровые запахи, пряную гвоздику, розу и жаркий жасмин. А у нас предпочитали нежный цветочный букет: прозрачный ландыш, холодный гиацинт, лилию, оттенки зелени.

Все эти прекрасные ароматы ленинградцам дарила фабрика «Северное сияние».

Понятно, что в советские времена речь о засекреченности разработки просто не велась, все рецептуры принадлежали фабрике, а фабрика - государству.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Огромная страна диктовала свои условия. Так, зачастую московскую рецептуру потом направляли в другие города – чтобы не везти из Москвы за тысячи километров. Так произошло, например, с духами «Пиковая дама». Их сначала выпустили на московской «Новой заре», а потом уже перевыпустили в Тбилиси на фабрике «Иверия».

Даже персональные разработки для «слуг народа» со временем могли выйти и в массовом производстве. Так случилось и с духами для Леонида Брежнева. Генсек ЦК КПСС Леонид Ильич был известным ценителем вина, женщин, табака и ароматов. Специально для партийного лидера ленинградские парфюмеры выпустили аромат «Леопард». В массовое производство этот одеколон пошел только после смерти Брежнева.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Еще один уникальный экспонат в музее духов – «Белая сирень» с тонким цветочным ароматом. Тут представлена и большая подарочная коробка, и «пролетарская» версия во флаконе с винтовой пластиковой пробкой. «Выпустили аромат в 1947-м году. Это был такой жест - «Ленинград жив!», - поясняет Элина Арсеньева. – В обоих флаконах абсолютно одинаковый аромат. Истинная демократичность советской парфюмерии проявлялась в том, что любая доярка могла себе позволить то, что будет разлито и в хрусталь для избранных».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«Посессион» от Кельвина Кляйна 

Советские фабрики вообще старались разнообразить наш ассортимент, как могли. Поставки из-за границы были, но небольшими: Dior, Chanel, Lancome, Jacques Fath, Guy Laroche... Ассортимент зависел от личных вкусов нескольких высокопоставленных чиновников. Они решали, чем заграничным будут пахнуть наши женщины. Когда уже исчез «железный занавес», к нам с ароматами Франции стали завозить и подделки.

«Я помню первый свой зарубежный аромат. Это была версия аромата Obsession Calvin Klein – Possession by Elite Parfum Paris, - вспоминает Элина. – Я понимала, что это подделка с дурной пластиковой крышкой, но запах меня очаровал. Это потом уже, когда в 1995-м году открылся первый «Л'Этуаль» на Старо-Невском, я увидела на полке мой настоящий Obsession, и с любовью и радостью носила уже его».

КСТАТИ

В музее парфюмерии есть флакон, дизайн которого разработал сам Казимир Малевич. Такой уникальный экспонат Элина нашла в антикварной лавке. Рядом с раритетным флаконом стоит его поздняя советская копия. Как говорится, найдите 10 отличий.


Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»