Петербургский ЗакС хочет сделать «сгонку» пробега у автомобилей уголовным преступлением
Депутаты Законодательного собрания Петербурга хотят дополнить Уголовный кодекс статьей «Мошенничество при продаже автомобиля». Она введет ответственность за махинации с пробегом машины, которые, согласно проекту, будут караться вплоть до 4 лет лишения свободы и штрафом в миллион рублей. «Петербургский дневник» решил разобраться, насколько адекватно так наказывать продавцов, и каков шанс, что этот проект станет федеральным законом.
Парламентарии планируют дополнить УК статьей 159, часть 7. Проект предполагает весьма жёсткие наказания за обман при продаже автомобиля относительно пробега и полученных ранее машиной повреждений. Нечестные дельцы в этом случае могут получить штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
Если автомобильная афера причинила особо крупный ущерб и была совершена «организованной группой лиц по предварительному сговору», то тут уже предусмотрено реальное лишение свободы на срок до 6 лет. Кроме того, за изменение показаний одометра или другого прибора, который фиксирует пробег, предлагается лишать свободы на 4 года вместе со штрафом до 1 миллиона рублей или без него.
Граждане придумали, в Госдуме одобряют
Авторами проекта стали депутаты от «Единой России» Денис Четырбок и Вера Сергеева. Вторая объяснила «ПД», что эта инициатива не родилась на пустом месте, идею подсказали горожане.
«Люди на приемах, мужская половина, говорили о том, что вот в Европе наказание за это есть, а у нас в России вообще ничего не предусмотрено, даже административного правонарушения в этом нет. Мы вышли с таким предложением, а там посмотрим, как ее отработает юридический комитет, какие пройдут согласования», – сказала Сергеева.
Она отметила, что проект еще будет проходить обсуждение в профильных комиссиях и комитетах ЗакСа, поэтому пока сложно сказать, когда его будут рассматривать на пленарном заседании.
Член комитета Государственной по государственному строительству и законодательству, который рассматривает подобные проекты, Евгений Марченко отметил, что в этой идее есть «рациональное зерно».
«В основе законопроекта лежит правильная идея. Скручивание пробега существенно повышает цену автомобиля, ведь пробег – это один из основных критериев определения его стоимости. Человека вводят в заблуждение, так его легко обмануть. Тут есть элемент мошенничества. В целом я считаю, что законопроект нормальный, перспективный», – сказал народный избранник.
Не пойман – не накрутил
Председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов не разделил общего восторга от проекта петербургских законотворцев. По его словам, идея депутатов «на удивление благая», но «мертворождённая» для практики.
«Тут проблема может возникнуть с доказательной базой. На многих автомобилях одометр скручивается без следа, а на некоторых автомобилях, например Mercedes, можно установить сам факт вмешательства, но предыдущие значения не узнать, как и время, когда это произошло. Если у машины было пять собственников, то это мог сделать кто-то один из них», – сказал Холодов.
Что касается сокрытия «битости» автомобилей, то согласно действующему законодательству, информация о предыдущих авариях в договоре купли-продажи указывается по желанию. Однако если у автомобиля есть дефекты, о которых не сообщил продавец, то за это установлена гражданская ответственность.
«Но физическое лицо может добросовестно заблуждаться. Например, я купил автомобиль, который кто-то бил до меня, и не знаю об этом. А во-вторых, как доказать это на практике? Разговаривая с потенциальным покупателем, я могу что-то не совсем неразборчиво сказать, а он не расслышит», – сказал Александр Холодов.
По его словам, если новая статья УК и появится, то на нее будут попадаться какие-нибудь бесхитростные «чайники», а не профессиональные аферисты, которые занимаются такими вещами постоянно.