В Смольном обсудили создание цифрового университета
Индивидуальный подход
На повестке несколько вопросов. Пожалуй, самый главный - это цифровизация образования. Встреча началась с неутешительных слов научного руководителя Московской школы управления Сколково Андрея Волкова.
«Я не знаю, что такое цифровой университет. Какого-то канонического понятия не существует», - сказал эксперт.
Но есть примерное понимание, ведь так или иначе с цифровизацией университеты уже сталкиваются. Самое простое - автоматизация процесса. Например, база данных с названием кафедр и подразделениями внутри самих университетов, учебных планов, списки студентов и прочие технические и административные ресурсы. К этому многие высшие учебные заведения пришли давно.
Однако есть не совсем привычный для некоторых университетов сценарий. И здесь уместно сказать про индивидуальную образовательную траекторию.
«В Советском союзе в вузы принимали далеко не всех. Поступали только лучшие, примерно 17 процентов. Сейчас же вузы принимают около 85% студентов. Человек заканчивает школу, он может обладать определённым багажом знаний, а может знать только элементарные вещи, но учиться эти два студента будут в одном вузе и обучать их будут одинаково»,- рассуждает Андрей Волков.
И эта целая проблема, которую можно решить с помощью индивидуальной образовательной траектории, которую вуз предлагает студенту, то есть разбить учебную программу на несколько модулей буквально под каждого студента.
И здесь вуз, по сути, должен разработать платформу на основе данных о мотивации, желании и потребностях каждого студента, результатах его вступительных экзаменов, ЕГЭ и интересов помимо учебы.
Конечно, этот вопрос вызвал много эмоций и массу вопросов. В частности, сколько времени займет разработка подобного «движка», должен ли быть он открытым и доступным любому вузу или нет, а главное, во сколько это обойдётся. К единому мнению эксперты не пришли.
«Один из главных вопросов - кто будет разрабатывать и какие вузы вообще могут себе ее позволить? Я понимаю, что Университет ИТМО может, а кто ещё? В качестве примера можно вспомнить Аризонский университет, который в итоге не потянул подобную платформу и отказался от неё. Хотя университет один из ведущих в мире»,- отметил вице-губернатор Владимир Княгинин.
Что скрывается в «упаковке знаний»
Разговор постепенно перешёл в иное русло, близкое к тому, что уже есть, - онлайн-образование. Возможность просматривать, прослушивать образовательные курсы.
Проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского Политехнического университета Елена Разинкина рассказала, что здесь петербургские вузы не отстают. Так, продолжает работать «Национальная платформа открытого образования», где можно получить базовые знания по различным направлениям. Их предоставляют 8 университетов, среди которых ИТМО, Высшая школа экономики, Политех. Кстати, сейчас на ней обучаются порядка 300 тысяч студентов.
Есть еще один проект «Современная цифровая образовательная среда». Это такое единое окно, в котором любой желающий может получить знания по определённому направлению, которые предоставляют 8 университетов со всей России.
И здесь Елена Разинкина задала интересный вопрос, который, правда, так и остался без ответа: «Если мы говорим о создании образовательной платформы, движка, неважно, единого для всех или для каждого конкретного университета, то чем эта платформа будет отличаться от того, что уже есть?»
С онлайн-образованием в Петербурге и стране в целом тоже не все так просто. В погоне за знаниями нельзя забывать об их качестве. Можно ли пройти онлайн-курс по высшей математике и идти строить ракеты или космические корабли?
По словам руководителя центра онлайн-образования «Президентский физико-математический лицей № 239» Якова Сомова, знания быстро устаревают. Пока университеты вместе с разработчиками создают очередной курс в течение 3-6 месяцев, появляются новые требования информации, навыков и умений, которым должен обладать человек.
«Мы создали микромодуль - лонгрид, в основе которого обучающий 10-минутный видеоролик, с дополнительными материалами в виде картинок, аудиоверсии и других материалов. Этот продукт мы делаем за 6 часов»,- рассказал Яков Сомов.
В самой идее, правда, усомнилась проректор по международной деятельности и инновационную развитию Наталья Вукович.
«Я не уверена, что человек благодаря курсам, созданным в такое сжатое время, сможет получить хотя бы базовые знания о предмете. Выходит, что речь даже не о содержимом «упаковки знаний», а о ней самой: делаем быстро, но некачественно», - сказала эксперт.
Подводя итоги встречи, вице-губернатор Владимир Княгинин отметил, что в России уже работает цифровая экономика, а это значит, что и все российские вузы рано или поздно полностью перейдут на цифровизацию.
Другое дело, что нужно помнить, что цифровизация - это не база с фамилиями студентов, а нечто большее.