Александр Запесоцкий: «Как воспитать настоящего мужчину»
Благодаря социальным сетям в последние годы я получаю много вопросов. Часто ответы на них не составляют труда. Но про воспитание мужчины – не из их числа. Могу только высказать мнение, не претендуя на правоту.
Во-первых, я убежден, что воспитывать мужские качества в ребенке должен в первую очередь отец. Не только отец, но в первую очередь он. Это и право, и обязанность.
Должен ли у отца при этом быть собственный идеал мужчины? – Безусловно, должен. И это совсем не обязательно должен быть точь-в-точь он сам. Боюсь, мало кто из нас вообще может похвастаться идеальностью. По крайней мере, мало кто из нормальных, вменяемых людей.
Как бы то ни было, если хочешь кого-то воспитывать, – идеал обязателен (это – во-вторых). Дело в том, что без идеального образа воспитуемого, к которому воспитатель должен стремиться (в разумных пределах, конечно), воспитание в принципе невозможно.
В-третьих – о разумных пределах. Надо соизмерять, разумно соотносить свои представления о целях воспитания с возможностями ребенка. К примеру, в музыкальном мире сегодняшней России хорошо известна семейная трагедия невероятно одаренного пианиста, отец которого выжимал из ребенка буквально все соки, стремясь превратить выдающегося ребенка в сверхчеловека. В подростковом возрасте сын убежал из семьи. Замечательным пианистом стал, но с отцом они уже никогда не были родными людьми. Даже не общались.
Если все идет правильно, то сын постепенно осознает цели, которые ставит перед ним отец. И тогда он становится творцом самого себя. На мой взгляд, наличие целей самовоспитания, соответствующих собственному потенциалу – важнейшее для взрослеющего человека дело. И если эти цели не совсем совпадают со взглядами отца, иметь их – в конечном счете право ребенка. Это в-четвертых.
Нельзя заставить человека поставить перед собой те или иные цели. Цели вообще не обретаются в приказном порядке. Это – личный выбор, основанный на системе ценностей. А ценности передаются и усваиваются совершенно иначе, чем знания. Это скорее эмоциональный процесс, чем рациональный.
В-пятых, помочь обрести достойные ценности и цели – самое главное в воспитании. Путей для этого немного. Но они есть, и вполне конкретные. Это и личный пример отца, и правильное (целесообразное) включение в ту или иную деятельность, и восприятие произведений искусства.
Шестое: цель воспитания – это достойный образ мужчины. В него, на мой взгляд, входят все качества, одобряемые в традиционной российской культуре: честность, ответственность, надежность, трудолюбие и т.д. Подавляющее большинство из них обязательно не только для мужчин, но и для женщин.
Но лично я никогда не соглашусь с тем, что вместо отца и матери у ребенка могут быть «родитель № 1», «родитель № 2», «родитель № 3»… Специфически мужское начало надо искать в различиях с женщиной. А они связаны в первую очередь с материнством и соответствующей ролью в семье, миссией хранительницы очага. Это в современных условиях не должно приводить к ущемлению прав женщин в сферах образования и карьеры.
Социальное равенство, обязательное в ряде сфер за пределами семьи, в моем понимании не избавляет мужчину от обязанностей защитника, кормильца, опоры. Лично меня воспитывали на идеалах современного рыцарства, и я от них уже никогда не откажусь. Никогда не соглашусь с тем, что женщина должна так же, как я, уставать на работе, наравне со мной носить тяжести или платить за себя в ресторане. Женщина для мужчины в ряде отношений должна быть существом высшего уровня. И если носить любимых на руках сегодня не модно, то случаи делать это в переносном смысле нельзя упускать.
Учить ребенка быть мужчиной нужно, наверное, с момента рождения. А уж когда говорить начал, процесс должен идти вовсю. Прочел сказку – обсуди, акцентируй внимание на том, что важно. Потом вложи в руки сына нужную книгу, помоги осмыслить достойный фильм. Мировая культура дает огромный материал для размышлений.
Вовлеки ребенка в совместную работу по домашнему хозяйству, не скрывай трепетного отношения к собственной матери. И держи подальше от телевизора с самого раннего возраста. Телевидение – враг воспитателя, носитель ложных ценностей.
В университет к нам приходят уже почти взрослые люди. Но и с ними мы находим возможности поработать в плане формирования мужских качеств. Стараемся взращивать в молодежной среде культуру достоинства, благородства, взаимоуважения. Многое получается.