Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

В Петербурге предложили построить три новых моста

В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете считают необходимым пересмотреть подход к возведению переправ в городе на Неве
В Петербурге предложили построить три новых моста Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

Кто сказал, что мосты – это только способ перебраться с одного берега на другой? На самом деле это не так! Современное градостроительство наделяет переправы самым разнообразным функционалом. Они могут быть общественным пространством для отдыха, развлечений, торговли.

НОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Концепции современного подхода к использованию мостов, как общественных пространств с разнообразным функционалом, разрабатывают в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ).

В своей магистерской выпускной квалификационной работе Кристина Педос, магистрант кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ, предложила на примере трех мостов – в Центральном, Красносельском и Красногвардейском районах – именно такие решения.

«Мы отталкивались от того, что в Северной столице есть около 200 водоемов и примерно 800 мостов. Более двухсот из них пешеходные, – рассказала студентка «Петербургскому дневнику». – Но дело в том, что 99% всех этих переправ выполняют одну-единственную функцию – помочь пересечь водную артерию и добраться из пункта A в пункт B. Мы же ищем новый потенциал для искусственных сооружений».

Кристина отметила, что в мире уже строят самые разные необычные мосты. Например, в Турции возвели огромный мост-скамью, а в Сеуле построили многофункциональный мост-эстакаду.

«Такие решения очень важны для развития городской среды! Тем более у Петербурга есть предрасположенность к этому, – подчеркнула магистрант. – Мы выбрали в городе на Неве три типа среды: в центре города, участок активной реновации, где интенсивно меняется функциональное наполнение, и современный квартал застройки (на границе с рекреационной зоной). И для каждого участка разработали свои предложения».

Фото: эскизы проекта

МОСТ-ФОНТАН

Первую переправу предлагается возвести через реку Фонтанку между Измайловским и Обуховским мостами (в створе переулка Бойцова).

Пешеходного моста тут действительно не хватает. Это легко проследить, открыв карту города. Разрыв между ближайшими пешеходными мостами, Красноармейским и Горсткиным, составляет почти 1,5 километра. Хотя между остальными это 600 или даже 500 метров… «Шаг» нарушен, и пешеходам приходится делать крюк. Создание нового моста решит эту проблему.

Но это основная функция моста. Еще есть и эстетическая. Так, в СПбГАСУ предлагают сделать несколько консолей с организацией смотровых площадок. Они будут пересекать мост и немного выходить за его пределы. Планируется их озеленение, возможно размещение рекламы и информации о режиме работы и мероприятиях в исторических и культурных объектах, которые находятся рядом. Это, прежде всего, музей-усадьба Г.Р. Державина и Молодежный театр на Фонтанке.

Однако самое интересное решение – это фонтан.

«Вода будет циркулировать по опорам моста, – объяснила Кристина. – Ночью будет включаться подсветка. Также актуален вопрос о возможной очистке воды при помощи фильтрующих устройств».

Кстати, необходимость в новой переправе через Фонтанку студенты СПбГАСУ чувствуют как никто другой. Общежитие вуза располагается на переулке Бойцова. Мост сократил бы путь до университета, который находится на 2-й Красноармейской.

Фото: эскизы проекта

МОСТ-САД

Вторая концепция – это мост-сад через Дудергофский канал, разделяющий парковую территорию от жилого квартала «Балтийская жемчужина». Проект предусматривает расширение парковой зоны за счет создания искусственного сооружения.

Максимально озелененную переправу предлагается разместить в районе Южно-Приморского парка. Благодаря новому мосту деревья будут плавно переходить с одного берега на другой.

«Кроме самого моста, проект предусматривает обустройство набережной и спусков к воде, где горожане смогут общаться, отдыхать, загорать, – рассказала магистрант. – Благодаря этому мосту появляются различные сценарии времяпрепровождения в такой, казалось бы, простой парковой зоне».

Кристина отметила: Красносельский район – один из самых динамично развивающихся районов города. С каждым годом численность населения там становится все больше. Местным жителям нужны полноценные зоны для отдыха.

«У нас готовы эскизы проекта, – поделилась студентка. – Сейчас важнее всего показать, что петербургские мосты в принципе могут обладать таким функционалом».

Фото: эскизы проекта

МОСТ-ТОРГОВАЯ УЛИЦА

Один из самых сложных и урбанистических проектов – это мост-многофункциональная улица. В СПбГАСУ предлагают перекинуть его через речку Охта. Он должен по диагонали соединить два центра притяжения в Красногвардейском районе: торгово-развлекательный комплекс «Охта Молл» и центр дизайна и архитектуры «ArtPlay».

Впрочем, мост здесь – это один из элементов масштабного проекта. Основная часть – эстакада, которую предлагается построить над частью проспекта Шаумяна. Сейчас этот проспект остается неблагоустроенным и некомфортным для пешеходов.

«Эта часть города – очень перспективная. Складская промышленная зона тут активно заменяется комфортным жильем. Мы уверены, что эстакада облагородит набережную речки Охты, – отметила Кристина. – Эстакаду планируется сделать многоуровневой. Она будет засажена высокоствольными деревьями. На эстакаде разместятся кафе, магазины, сувенирные лавки. По сути, это будет полноценная торговая улица».

НА ПОЛЬЗУ ГОРОДУ

Использование мостов в качестве общественных пространств – только одно из многочисленных направлений исследовательской деятельности, которую в последние годы ведут на кафедре дизайна архитектурной среды СПбГАСУ. Тем, связанных с созданием качественной архитектурной среды, сейчас много. Это и архитектурные решения набережных в центре города и на периферии. Это и проблемы реновации существующих парков с учетом запросов современных потребителей. Это и разработка так называемых дизайн-кодов для малых городов.

Доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ и руководитель выпускных квалификационных работ Светлана Бочкарева отметила: потенциал пространства в Петербурге безграничен, надо только его правильно использовать.

«Почему перегружены общественные зоны в центре? – задалась вопросом Светлана Бочкарева. – Потому что люди с периферии едут туда, где благоустройство качественнее, где организованы современные общественные пространства с многообразием функциональных предложений. Яркий пример – Новая Голландия, которая как глоток свежего воздуха. Наша идея в том, что такие места необходимо создавать там, где петербуржцы живут, чтобы они гордились своим районом! Чтобы спальные районы перестали быть спальными, а стали комфортными и удобными для проживания, для качественного и активного досуга».

Доцент СПбГАСУ подчеркнула, что у университета есть хороший практический опыт реализации проектов. Но в большей степени он касается не Петербурга, а Ленобласти. Например, мемориал «Сад памяти» во Всеволожске, посвященный памяти погибших в результате теракта в небе над Синаем, выполнили именно в СПбГАСУ на кафедре дизайна архитектурной среды.

«Мы надеемся на продуктивное сотрудничество с новым руководством Петербурга, – отметила Светлана Бочкарева. – На Татьянин день к нам приезжал градоначальник и наш выпускник Александр Беглов, мы вручили ему альбом с нашим проектом концепции развития Александровского парка».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ и руководитель выпускных квалификационных работ Светлана Бочкарева:

– Наши предложения носят концептуальный характер. Это попытка разнообразить саму тему организации современных востребованных общественных пространств, которая на сегодняшний момент является очень популярной и острой.

НА ЗАМЕТКУ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет был основан 27 апреля (9 мая по н. ст.) 1832 года указом императора Николая I как Училище гражданских инженеров (УГИ, 1832-1842) при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. На рубеже XIX-XX столетий учебное заведение превратилось в крупнейший в России архитектурно-строительный вуз, готовивший кадры в области архитектуры и гражданского строительства, и стало признанным центром инженерной мысли и строительной науки.

Сегодня СПбГАСУ – крупный учебный и научный центр, единственный на Северо-Западе России вуз, который осуществляет комплексную подготовку специалистов в области строительства, архитектуры, транспорта и инженерно-экологических систем.

Закрыть