В хоккей играли настоящие мужчины на протезах
Спорт дает каждому шанс вырваться из привычной колеи, изменить свою судьбу. Профессионалы зарабатывают на жизнь, любители ищут новые эмоции и острые ощущения. А ведь, наверное, смысл спорта изначально
в преодолении самого себя. Человек может не быть атлетом, но быть настоящим спортсменом по духу – не терпящим поражений нигде и ни в чем, готовым в любой момент принять вызов соперника, даже если им окажется судьба.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЛОСИ
Спорт инвалидов сегодня популярен, соревнования сильных духом людей показывает ТВ. Совсем иначе дела обстояли 20 лет назад, когда в нашем городе была создана первая в мире команда по вертикальному хоккею на протезах – «Санкт-Петербургские Лоси».
Ее история началась с появления модели протеза Rolling Joint, который разработал Марк Питкин, директор Международного института протезной реабилитации пострадавших от противопехотных мин (IPRLS). Питкин – бывший ленинградец, эмигрировавший из СССР в 1989 году. Протез оценили пациенты петербургского института имени профессора Альбрехта. Питкин решил для доказательства преимуществ нового протеза продемонстрировать, что с ним инвалиды смогут даже играть в хоккей.
Так в 1999 году была организована команда, в которую вошли три ветерана Афганской войны Алексей Балахонцев, Николай Князев и Андрей Власов, а также Ярослав Трошкин, получивший ранение во время конфликта в Карабахе, и Сергей Бестужев, потерявший ногу в юные годы. В хоккей они все играли в детстве. С ними уговорили позаниматься бывшего хоккеиста и тренера СКА бронзового призера чемпионата СССР Николая Маслова. Успели провести шесть тренировок и полетели в США. Марк Питкин организовал показательный матч в Бостоне. Как вспоминал Алексей Балахонцев, играть оказалось не с кем. «В США инвалиды играют в горизонтальный хоккей, сидя на санках и отталкиваясь ото льда специальными клюшками. Мы сыграли против здоровых хоккеистов. Маслов с нами вышел. Матч, конечно, был рекламный, чтобы заинтересовать людей в Америке. И заинтересовали – вся американская команда на санках захотела встать на коньки, те, кто может, естественно», – рассказал спортсмен.
Команду назвали «Санкт-Петербургские Лоси», организовали показательный матч в перерыве игры ЧМ-2000, прошедшего в Северной столице. Были планы участвовать уже в зимней Паралимпиаде-2002. Но, чтобы вертикальный хоккей включили в ее программу, по регламенту требовалось участие 12 команд с трех континентов. «Санкт-Петербургские Лоси» включились в кампанию по продвижению вертикального хоккея и добились успехов, в него заиграли в Швеции, Финляндии, Латвии, США, Канаде, Чехии, Словакии. Удалось провести несколько чемпионатов Европы и мира, стали допускать участие в команде тех, у кого ампутирована рука, Петербуржцев и сборную России тренировал Николай Маслов, ему помогал его друг, ветеран СКА, чемпион мира Святослав Хализов.
Как вспоминал Маслов, безвременно ушедший из жизни в 2017 году, когда ему предложили посмотреть, как играют в хоккей инвалиды, он подумал, что это шутка. Поработав с командой, он восхищался мужеством этих людей. Однажды перед матчем сборной России, когда исполнялся гимн страны, он сказал своим игрокам: «Вы не инвалиды, вы – российские хоккеисты».
УСТАЛИ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ
Однако добиться включения хоккея на протезах в программу паралимпиад так и не удалось, на них играют в следж-хоккей, тот, что горизонтальный, на саночках. «Санкт-Петербургские Лоси» начали терять поддержку спортивных функционеров.
По словам бессменного капитана команды Алексея Балахонцева, особенно это почувствовалось, когда стало ясно, что на Паралимпиаде-2014 в Сочи их вид спорта представлен не будет.
«Мы хотели играть, но нам становилось все труднее. Просили, чтобы нашей команде помогали хотя бы с оплатой аренды льда для тренировок. Но этот вопрос так и не решался. Мы устали от равнодушия, накопились обиды на спортивных чиновников, которые нам много обещали, но мало что сделали. Команда прекратила существование», – рассказал корреспонденту «ПД» кавалер ордена Красной Звезды.
«Хотя вертикальный хоккей на протезах не включили в программу паралимпиад, команды по этой игре продолжают существовать в других странах, даже в Латвии, им помогают благотворительные фонды». — Алексей Балахонцев, капитан команды «Санкт-Петербургские Лоси»